Базовые формы оригами для дошкольников. Базовые формы. Основные приемы складывания бумаги

Методический материал к уроку

Эпиграф

«Давно смотрю влюбленными глазами
На древнее искусство – оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нéчего особенно мудрить,
А нужно взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить!»
(Киселева Н.Д.)Орига́ми (яп. - сложенная бумага) - вид декоративноприкладного искусства; древнее искусство складывания
фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями
уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага.
Но по большей части это искусство развивалось в Японии.
Классическое оригами предписывает использование
одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Существует определённый набор условных знаков,
необходимых для того, чтобы зарисовать схему
складывания даже самого сложного изделия. Бо́ льшая
часть условных знаков была введена в практику в
середине XX века известным японским мастером Акирой
Ёсидзавой.

1.Форма «Треугольник»

1. Расположите квадрат «ромбом».
Поднимите нижний угол, совмещая
его с верхним углом.
2. Полученная заготовка имеет форму
равнобедренного прямоугольного
треугольника.
При складывании фигурок базовая
форма «треугольник» может
располагаться по-разному. Привычное
положение - когда нижняя сторона
самая большая, то есть основание
равнобедренного треугольника.
Треугольник может быть также
расположен прямым углом вниз. Такое
не совсем привычное положение дало
другое название этой базовой форме -
«косынка».

2. Форма «Воздушный змей»

1. Расположите квадрат
«ромбиком». Перегните его по
диагонали.
2. Опустите верхние стороны от
вершины верхнего угла к линии
перегиба.
3. Базовая форма действительно
напоминает воздушный змей. Но
в наши дни она приобрела и
другое название -
«мороженое». Поверните
базовую форму прямым углом
кверху, и вы увидите «сахарную
трубочку».

3. Форма «Дверь»

1. Перегните квадрат,
совмещая противоположные
стороны.
2. Опустите стороны к линии
перегиба.
3. Базовая форма похожа на
двери лифта или
двухстворчатого шкафа,
поэтому ее называют
«дверь» (предпочтительно)
или «шкаф».

4. Форма «Блинчик»

1. Перегните квадрат пополам по
диагоналям, намечая центр
квадрата в месте пересечения
линий перегибов.
2. Опустите по очереди все углы
в центр квадрата.
3. Базовая форма «блинчик»
имеет форму квадрата и
совсем не похожа на круглый
блин, а скорее напоминает
конверт (письмо).

5. Форма «Двойной дом»

1. Расположите квадрат
«окошком». Согните квадрат
пополам, совмещая
противоположные стороны.
2. Перегните прямоугольник
пополам, совмещая короткие
стороны.
3. Перегните боковые части,
опуская короткие стороны к
линии перегиба.
4. Раскройте и расплющите
«карман».
5. Раскройте и расплющите второй
«карман».
6. Базовая форма состоит из двух
домиков.

6. Форма «Двойной треугольник»

«Двойной треугольник» не единственное название этой базовой формы.
Другое название - «водяная бомбочка» - произошло от фигурки из этой
базовой формы. У базовой формы «двойной треугольник» две видимые
треугольные плоскости. Закрытый («глухой») угол образовался в центре
изначального квадрата.
1. Перегните квадрат по диагоналям.
Переверните.
2. Перегните пополам, совмещая
верхнюю и нижнюю стороны.
3. Надавите снизу на центр квадрата.
Вогните боковые треугольники,
складывая их пополам. При этом
верхняя часть квадрата согнется на
другую сторону.
4. Перелистните фигурку, меняя
местами уголки.
5. Базовая форма «двойной
треугольник».

7. Форма «Двойной квадрат»

У этой базовой формы имеются две видимые
квадратные плоскости, нераскрывающийся («глухой»)
угол, образованный в центре начальной формы
(квадрата), и раскрывающийся угол, расположенный
напротив «глухого» и образованный за счет углов
квадрата.
1. Перегните квадрат дважды
пополам, совмещая
противоположные стороны.
Переверните.
2. Перегните по диагоналям.
3. Вогните боковые квадраты,
складывая их пополам и
опуская верхнюю часть вниз от
себя.
4. Базовая форма «двойной
квадрат».

8. Форма «Рыба»

Базовая форма складывается
на основе базовой формы
«воздушный змей».
1. Переверните базовую форму
«воздушный змей».
2. Согните, совмещая вершины
нижнего и верхнего углов.
Поверните.
3. Вытяните угол «кармана»
вверх.
4. Вытяните угол другого
«кармана».

Форма «Рыба» (продолжение)

1. Полученная заготовка -
короткий вариант базовой
формы «рыба» -
превращается в длинный
вариант. Поднимите один
нижний угол.
2. Переверните.
3. Базовая форма «рыба».

9. Форма «Катамаран»

1. Сложите базовую форму
«дверь». Переверните.
2. Согните деталь пополам.
3. Перегните нижнюю часть.
4. Раскройте «карманы» и
расплющите их, совмещая
верхние стороны со
сторонами, поднимаемыми
от середины, и вытягивая
нижние углы в стороны.

Форма «Катамаран» (продолжение)

1. Получается лодочка.
Переверните.
2. Перегните, совмещая
нижнюю и верхнюю стороны.
3. Раскройте «карманы»,
получая вторую лодочку.
4. Базовая форма в виде
двойной лодки -
«катамаран».

10.Форма «Птица»

Базовая форма «птица» складывается на основе
базовой формы «двойной квадрат».
1. Согните стороны от
раскрывающегося угла к
линии перегиба.
2. Перегните «глухой» угол.
3. Разогните уголки.
4. Поднимите вверх нижнюю
часть, захватывая один слой
бумаги и придерживая
«глухой» угол.
5. При этом боковые части
окажутся в центре.

Форма «Птица» (продолжение)

1. Половинка базовой формы
«птица» готова. Переверните.
2. Перегните «глухой» и боковые
углы.
3. Раскройте «карман», вытягивая
нижнюю часть вверх.
4. Базовая форма «птица» имеет
«глухой» угол, два уголка-крыла и
два уголка-ножки. Базовая форма
получила это название потому, что
из нее можно сложить различные
модели птиц.
Базовая форма «птица» имеет два
вида: длинный и короткий.
Короткий вариант получается, если
опустить верхние уголки-крылья.

Оформление базовых форм на листе картона

Варианты технологических карт изделий (пошагового выполнения)

Чудесные поделки оригами

Контактная информация

Сорока Наталья Павловна,
преподаватель МДК.02.04
«Практикум по ХОМ»
СПб ГБПОУ «Педагогический
колледж № 8»
E-mail:
Успехов вам в творчестве!

Базовые формы оригами – это основа, на которой создаются самые разные модели. Некоторые с минимальным добавлением складок, а некоторые так далеко уходят от «базы», что даже и угнать их невозможно! Кроме того, многие самые простые базовые формы оригами служат основой для складывания более сложных базовых форм. Здесь мы приводим шесть наиболее простых базовых форм, доступных для складывания детям-дошкольникам:

Базовая форма оригами «Треугольник» Треугольник
Базовая форма оригами «Воздушный змей»
Базовая форма оригами «Блинчик»
Базовая форма оригами «Книжка»
Базовая форма оригами «Дверь»
Базовая форма оригами «Дом»

Базовая форма оригами «Треугольник» для детей от 4 лет.

Простейшая форма. Квадратный лист бумаги перегибаем по диагонали. Малыши хорошо воспринимают такое объяснение: делаем из «платочка» «косыночку». Для аккуратного складывания соединяем противолежащие углы, придерживаем их пальцем одной руки, а второй рукой заглаживаем складку.

На основе базовой формы «Треугольник» вы можете сделать с малышами, например, или модель и

Базовая форма оригами «Воздушный змей» для детей с 4 лет

Сначала складываем базовую форму треугольник, разворачиваем ее. У нас получилась намеченная диагональ.
Соединяем стороны треугольника с этой линией и базовая форма «Воздушный змей» готова.
На основе этой базовой формы можно сделать модульную модель

Базовая форма оригами «Блинчик» для детей с 5 лет

Сложим квадрат по диагонали сначала в одну сторону. Развернем и сложим в другую. Опять развернем квадратик. У нас получаться две намеченных складками диагонали.
Место пересечения диагоналей – центр нашего квадрата. Согнем все углы квадрата к центру.

Это базовая форма «Блинчик».

Базовая форма оригами «Книжка» для детей с 4 лет

Очень простая форма – просто сгибаем квадрат пополам.

Базовая форма оригами «Дверь» для детей с 5 лет

Складываем квадрат пополам и разворачиваем.
Сгибаем края листа к намеченной центральной линии. Это базовая форма «Дверь»

Базовая форма оригами «Дом» для детей от 6 лет

Это самая сложная из представленных здесь базовых форм.
Складываем квадрат пополам, соединив верхнюю и нижнюю сторону квадрата.
Складываем получившийся прямоугольник пополам и разворачиваем. Получаем намеченную складкой центральную линию.
Сгибаем к этой линии обе стороны прямоугольника.
Теперь осталась самая сложная часть модели. С одной из сторон берем пальцами правой руки самый верхний слой бумаги и начинаем разворачивать его от центра.

Левой рукой придерживаем модель, чтобы остальные слои бумаги оставались на месте. Когда мы полностью отогнете бумагу, то сверху сформируется крыша-треугольник. Разгладим ее пальцем. То же самое повторим с другой стороны. Получился домик с двумя «входами».
Базовую форму оригами «Дом» вы можете использовать для создания .
Более сложные базовые формы оригами: квадрат, двойной треугольник, рыба, птица и катамаран вы можете найти в статье
Чтобы правильно и легко читать схемы, познакомьтесь с . Но учитывайте, что предназначены эти символы прежде всего для вас. К знакомству с элементами этих знаков дети готовы лишь после семи лет, а «читать» схемы полноценно смогут не раньше 10-12 лет, когда у них сформируется абстрактно-логическое мышление.

). Сегодня мы расскажем, какие существуют основные базовые формы оригами .

В основе любых схем оригами , простых или сложных, лежат определенные исходные формы, своего рода заготовки, с которых и начинается складывание фигурок. Зная базовые формы, вы можете самим придумать фигурку оригами, которая станет произведением искусства.

Знание основ необходимо также для того, чтобы не перегружать схемы (особенно это касается сложных фигур) дополнительными однотипными шагами.

Любая фигура оригами складывается из квадратных листов определенного размера (размер выбираете по своему усмотрению, если в схеме не указано иное). Все базовые формы на начальном этапе складываются одинаково. Из треугольника получаются такие базовые формы, как двойной «треугольник», «блин», «рыба», «воздушный змей». Из квадрата делают двойной квадрат, «птицу» и «лягушку». Из прямоугольной формы «книга» получаются «дом», «дверь» и «катамаран».

Простые базовые формы оригами «треугольник» и «двойной треугольник»

«Треугольник» — самая легкая в сложении форма. Квадратный лист складывается по диагонали. Для этого расположите квадрат ромбом и опустите верхний угол, совместив его с нижним углом. Согнуть его можно как «горой», так и «долиной» (внимательно изучайте схемы). У вас должен получиться равнобедренный треугольник.

«Двойной треугольник» — имеет две треугольные плоскости и делается из простой базовой формы треугольник. Перегните (т. е. согните, затем разогните) квадратный лист по двум диагоналям и переверните. Затем, совмещая верхнюю и нижнюю сторону, перегните квадрат пополам. Надавив на середину квадрата, вогните боковые треугольники внутрь. Поменяйте треугольники местами, перелистнув фигуру. Двойной треугольник можно сделать также и в обратном порядке. Сначала перегнуть квадрат пополам, перевернуть на другую сторону, а потом перегнуть по диагоналям. Останется сложить боковые стороны внутрь и вниз.

Базовая форма оригами «блин»

Базовая форма оригами — блин

Перегните квадратный лист пополам по двум диагоналям. По очереди загните каждый угол в направлении центра так, чтобы они соприкоснулись.

Базовая форма оригами «воздушный змей»

Базовые формы оригами — воздушный змей

Расположив квадратный лист бумаги ромбом, наметьте линию, согнув и разогнув его по диагонали «долиной» (складка-перегиб). Осталось сложить боковые стороны от вершины угла к диагональной линии.

Базовая форма «рыба»

Базовая форма оригами — рыба

Эта форма делается из базовой формы « ». Сначала перегните квадрат по двум диагоналям. Затем перегните верхние боковые стороны к центральной линии перегиба. То же самое проделайте с нижней частью, используя в обоих случаях форму «воздушный змей». Защипните боковые углы, сложив их пополам по линии диагонали. Согните углы кверху, тем самым закрыв фигуру по линиям ромба от себя. Поднимите нижний угол вверх и переверните фигуру.

Базовая форма «лягушка»

Базовая форма оригами — лягушка

Базовая форма оригами_лягушка рис.2

Делается из базовой фигуры «двойной треугольник». Перегните один из углов, совместив нижнюю сторону с линией перегиба. Снова перегните угол, теперь совмещая боковую сторону с линией перегиба. У вас получится карман, который необходимо раскрыть и расплющить. Совмещая с линией перегиба нижние стороны, перегните среднюю часть. По намеченным линиям поднимите нижний угол. Все эти действия необходимо проделать с каждым углом. Затем согните поднятые углы вниз в каждой плоскости и перелистните. Поднимите углы в четырех плоскостях. Как вы уже поняли, все вышеперечисленные базовые формы выходят из простой базовой формы «треугольник». Давайте рассмотрим базовые формы на основе квадрата.

Простая базовая форма «квадрат»

Базовая форма оригами — квадрат

Сложите квадратный лист бумаги по диагонали, чтобы получился треугольник, который необходимо согнуть «долиной» вправо. Затем верхний угол отогните «горой» влево. Переверните и повторите процедуру, т. е. сначала сделайте сгиб «долиной», затем сгиб «горой».

Базовая форма «двойной квадрат»

Базовая форма оригами — двойной квадрат

Квадратный лист бумаги перегните по диагоналям, совмещая противоположные углы. Переверните лист и перегните дважды квадрат пополам, совмещая противоположные стороны. Затем согните бумагу по намеченным линиям в направлении складок. Для этого боковые квадраты вогните внутрь, сложив их пополам и опустив верхнюю часть вниз от себя. У вас получатся две видимые квадратные плоскости.

Базовая форма «птица»

Базовая форма оригами — птица

Выполните базовую форму «двойной квадрат». Затем перегните изделие, опуская стороны от раскрывающегося угла к линии перегиба. Боковые части изделия вогните внутрь. Закрытый «глухой» угол перегните и повторите то же самое с другой стороны. Осталось поднять нижние углы вверх.

Простые базовые формы «книга» и «дверь»

Базовые формы оригами — книга и дверь

«Книга» — квадратный лист бумаги согните пополам, совместив стороны.

«Дверь» — для того чтобы разделить квадратный лист бумаги на две равные части и определить центр, перегните его пополам (простая базовая форма «книга»). Заверните по очереди боковые стороны к линии перегиба.

Базовая форма «дом»

Базовая форма оригами — дом

Согните в виде «книги» квадратный лист бумаги. Совмещая короткие стороны, перегните полученный прямоугольник пополам. Перегните к намеченной средней линии боковые стороны («дверь»). Затем необходимо раскрыть и расплющить боковые карманы с двух сторон.

Базовая форма «катамаран»

Базовая форма оригами — катамаран

Сложите базовую форму «дверь». Затем переверните и согните ее пополам. Следующим шагом перегните нижнюю часть. Совмещая верхние стороны со сторонами, которые поднимаются от середины, необходимо раскрыть и расплющить получившиеся карманы. Нижние углы вытяните в стороны. Переверните и перегните изделие, совместив нижнюю и верхнюю стороны. Раскрыв карманы, мы получим своеобразную двойную (или катамаран).

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы

Новоургальского городского поселения

Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

План-конспект

занятия по оригами:
«Базовые формы оригами»

Составила:

педагог дополнительного образования

Лексау Людмила Михайловна

п. Новый Ургал

2017 – 2018 учебный год

Тема: «Базовые формы оригами».

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к «Оригами».

Задачи:

    Познакомить детей с базовыми формами, которые лежат в основе любой поделки.

    Учить складывать базовые формы, что позволит ребёнку быстрее сориентироваться в разнообразии моделей оригами и усвоить приёмы их конструирования.

    Научить детей в точном соединении углов и сторон квадрата.

    Воспитывать интерес к искусству оригами.

Материал: наглядный материал по базовым формам оригами: «Треугольник», «Книжка», «Дверь»; образцы изделий; 6 квадратов белой бумаги на каждого ребенка.

Ход занятия:

    Оргмомент.

Ребята, Дракончик приглашает вас в путешествие по своей бумажной стране, чтобы узнать много нового и интересного! Ну что отправляемся в путешествие?

Ну, а ещё для путешествия Дракончик, правитель бумажной страны, прислал нам волшебный кубик, который поможет нам!

Начнём! (педагог бросает кубик так, чтобы выпал треугольник).

2. Знакомство с новым материалом.

    Ой, смотрите, куда мы попали? С какой геометрической фигурой можно сравнить этот город?

Педагог показывает различные поделки, выполненные на основе базовой формы «Треугольник» (парусник, рыбка, тюльпан и другие).

Правильно, это город «Треугольник». Все города в стране обозначают базовые формы. Базовая форма – это заготовка поделки. Вот и город так называется, потому что в этом городе все жители сделаны на основе вот такой заготовки (Педагог демонстрирует детям базовую форму «Треугольник», дети повторяют за ним, прикрепляет её к доске), она называется базовая форма «Треугольник». Выучим стихотворение про треугольник.

Я сложу квадратный лист по диагонали.

Что же это? Треугольник! Сразу все узнали.

А теперь, сделайте базовую форму «Треугольник» самостоятельно. При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу. (Дети выполняют задание). Педагог еще раз закрепляет с детьми название базовой формы «Треугольник».

Мы с вами попали в город, который называется …

Давайте отгадаем как: Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшитая,

Не человек, а рассказывает. (КНИГА).

Мы с вами попали в город «Книжка». В этом городе всё сделано на основе базовой формы «Книжка». (Педагог демонстрирует базовую форму и прикрепляет ее к доске). Я думаю, и вы умеете сложить из квадрата вот такую «книжку», давайте попробуем?! Согните свои квадраты пополам, совмещая две противоположные стороны.

Как называется эта базовая форма? А теперь самостоятельно сделайте её.


Я квадратный лист бумаги пополам сложу.
Тоненькую книжечку я листать смогу.

    Вот и в этом городе мы тоже чему-то научились, отправляемся дальше! (Педагог бросает кубик, так, чтобы выпал рисунок двери и показывает поделки, в основе которых лежит базовая форма «Дверь» (гриб, поросенок, лодка, тюлень и другие).

А это город, который называется «Дверь». В этом городе всё сделано на основе базовой формы «Дверь» (Педагог демонстрирует базовую форму и помещает ее на доску).

Чтобы сложить базовую форму «дверь», для этого возьмём наши «книжечки» и раскроем их, что вы там увидели? (линию сгиба)

А теперь опустите боковые стороны к линии сгиба, посмотрите, какая у нас получилась «дверь»!

Дети еще раз самостоятельно выполняют эту базовую форму.


«Дверь» сложить не так уж сложно:
Створки открывать в ней можно.

    Физминутка

4. Закрепление изученного.

А сейчас мы с вами выполним поделки, в основу которых входят эти базовые формы.

Посмотрите на эту карту. Сейчас я вам расскажу, как по этой пооперационной карте сделать мордочку зайчика.

Педагог показывает пооперационную карту «Зайчик».

1. Нужно сложить квадрат по диагонали. Получился треугольник

2. Затем нужно загнуть нижнюю сторону заготовки немного вверх.

3.Правую и левую стороны нужно загнуть вверх к центральной линии.

4. Перевернуть заготовку и заправить верхний уголок внутрь.

5. Затем рисуем мордочку у зайчика. Вот и получился зайчик.

А теперь, дети, давайте поиграем. Разделитесь на две команды.

Одна команда попробует рассказать, как надо правильно сконструировать мордочку котика. А другая – мордочку собачки.

Дети стоят вокруг стола, карту передают по кругу, и каждый показывает и проговаривает, как нужно конструировать. Если дети затрудняются, педагог помогает им.

Молодцы. Все ребята справились с заданием.

5. Подведение итогов.

Бумажная страна очень большая, здесь вы ещё найдёте такие города – базовые формы как «Блин», «Воздушный змей», «Двойной треугольник» и «Двойной квадрат», но с ними вы познакомитесь позже.

- К сожалению, наше путешествие подходит к концу, но дракончик надеется, что вы не раз ещё посетите бумажную страну ОРИГАМИ.

Скажите, а вам понравилось путешествие?

Какие базовые формы вы научились сегодня делать?

Что интересного было на занятии?

Мне очень понравилось, как вы сегодня все работали. Спасибо всем за работу.

Базовые формы оригами — это основа, на которой создаются самые разные модели. Некоторые с минимальным добавлением складок, а некоторые так далеко уходят от «базы», что даже и угнать их невозможно! Кроме того, многие самые простые базовые формы оригами служат основой для складывания более сложных базовых форм. Здесь мы приводим шесть наиболее простых базовых форм, доступных для складывания детям-дошкольникам:

Базовая форма оригами «Треугольник» Треугольник Базовая форма оригами «Воздушный змей» Базовая форма оригами «Блинчик» Базовая форма оригами «Книжка» Базовая форма оригами «Дверь» Базовая форма оригами «Дом»

Остальные, формы сложить труднее. Вы можете посмотреть их в статье о базовых формах оригами для детей 6-12 лет.

Простейшая форма. Квадратный лист бумаги перегибаем по диагонали. Малыши хорошо воспринимают такое объяснение: делаем из «платочка» «косыночку». Для аккуратного складывания соединяем противолежащие углы, придерживаем их пальцем одной руки, а второй рукой заглаживаем складку.

На основе базовой формы «Треугольник» вы можете сделать с малышами, например, оригами мордочки животных (с 4 лет), цыпленка из бумаги (с 4 лет) или модель оригами коготь (с 5 лет) и бумажный стаканчик(с 5 лет).

Базовая форма оригами «Воздушный змей» для детей с 4 лет

Сначала складываем базовую форму треугольник, разворачиваем ее. У нас получилась намеченная диагональ. Соединяем стороны треугольника с этой линией и базовая форма «Воздушный змей» готова.

На основе этой базовой формы можно сделать модульную модель оригами «Цветы для мамы»

Базовая форма оригами «Блинчик» для детей с 5 лет

Сложим квадрат по диагонали сначала в одну сторону. Развернем и сложим в другую. Опять развернем квадратик. У нас получаться две намеченных складками диагонали. Место пересечения диагоналей — центр нашего квадрата. Согнем все углы квадрата к центру.

Это базовая форма «Блинчик».

Базовая форма оригами «Книжка» для детей с 4 лет

Очень простая форма — просто сгибаем квадрат пополам.

Базовая форма оригами «Дверь» для детей с 5 лет

Складываем квадрат пополам и разворачиваем. Сгибаем края листа к намеченной центральной линии. Это базовая форма «Дверь»

Базовая форма оригами «Дом» для детей от 6 лет

Это самая сложная из представленных здесь базовых форм.

Складываем квадрат пополам, соединив верхнюю и нижнюю сторону квадрата. Складываем получившийся прямоугольник пополам и разворачиваем. Получаем намеченную складкой центральную линию. Сгибаем к этой линии обе стороны прямоугольника.

Теперь осталась самая сложная часть модели. С одной из сторон берем пальцами правой руки самый верхний слой бумаги и начинаем разворачивать его от центра.

Левой рукой придерживаем модель, чтобы остальные слои бумаги оставались на месте. Когда мы полностью отогнете бумагу, то сверху сформируется крыша-треугольник. Разгладим ее пальцем. То же самое повторим с другой стороны. Получился домик с двумя «входами».

Базовую форму оригами «Дом» вы можете использовать для создания аппликации-оригами «Теремок». Более сложные базовые формы оригами: квадрат, двойной треугольник, рыба, птица и катамаран вы можете найти в статье «Базовые формы оригами для детей 6-12 лет» Чтобы правильно и легко читать схемы, познакомьтесь с основными обозначениями и условными знаками, принятыми в оригами. Но учитывайте, что предназначены эти символы прежде всего для вас. К знакомству с элементами этих знаков дети готовы лишь после семи лет, а «читать» схемы полноценно смогут не раньше 10-12 лет, когда у них сформируется абстрактно-логическое мышление.

Простые базовые формы оригами «треугольник», «дверь» и фигурки на их основе. День святого Валентина. Сердечное письмо к празднику

  • Ильичёва Валентина Васильевна, учитель технологии

Разделы: Технология

Практическая работа:

Цели урока : сделать в технике оригами три работы на основе базовых форм «треугольник» и «дверь», используя схемы; продумать и празднично оформить композицию.

образовательные:

воспитательные:

Методы проведения занятий:

Средства обучения:

Форма организации работы — индивидуальная.

Межпредметные связи: история, графика, математика.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока. Определение цели (запись на доске).

Для подведения итогов урока предлагаю по ходу занятия вести учет ответов и выполнения практических работ и делать соответствующие пометки в таблице.

Форма учета ответов и выполнения практической работы ученика (для каждого ученика)

Критерии оценок

— устные ответы учащихся: «+» — 1 балл;

— практическая работа оценивается по «5» -ти бальной системе: аккуратность, умение работать со схемой, сроки выполнения; творческое начало, охрана труда.

1. Какая страна является родиной оригами?

2. Как переводится с японского языка слово «ОРИГАМИ»?

Доклады учащихся по теме «История оригами».

3. На основе какой геометрической фигуры складываются в основном фигурки в оригами?

4. Какие свойства квадрата вы знаете?

Приложение № 1 « Условные знаки, принятые в оригами и приёмы складывания»

  • выучить международные условные знаки, принятые в оригами;
  • овладеть основными приёмами складывания;
  • знать базовые формы и уметь их складывать на память;
  • бумага, ножницы, клей.

III. Контроль знаний и умений

Правильность ответов;

Участие во фронтальной беседе.

IV. Формирование знаний и умений

Многие фигурки оригами на начальном этапе складываются одинаково — из квадрата, который на первых этапах работы можно сложить несколькими способами. Получившиеся заготовки и называют «базовые формы». Их немного — одиннадцать. Каждый оригамист знает их наизусть. Множество фигурок, известных в оригами, начинается с той или иной базовой формы. Они очень древние, придуманы японцами, и каждая форма имеет свое название. Объединение фигурок по базовым формам систематизирует огромное количество моделей.

Приложение № 2 «Базовые формы» (на доске).

Эти способы являются начальным этапом для других базовых форм.

Так, «косынка», имеющая как базовая форма и другое название — «треугольник», служит началом для базовых форм «воздушный змей», «рыба». Из «книжки» получаются базовые формы «дом», «дверь», «катамаран».

Некоторые базовые формы образуются путём сочетания других.

У многих базовых форм существуют несколько вариантов складывания.

Освоим простейшие базовые формы — «треугольник» и «дверь» .

Базовая форма «треугольник» Рисунок 1

Эту базовую форму можно выполнить как из квадрата, так и из прямоугольника.

Напоминаю вам правила безопасной работы с ножницами.

Эти базовые формы лежат в основе нашей практической работы, которая приурочена к празднованию Дня святого Валентина.

14 февраля в Европе и Америке празднуют День святого Валентина — покровителя всех влюбленных. В последние годы этот весёлый праздник стал популярен и у нас в стране. Для того, чтобы принять в нем участие, нужно подарить сердечко тому, кого любишь — маме, папе, сестренке или братишке, бабушке, а может быть и приятельнице, которая тебе нравится. Сердечки могут быть любыми — сделанными из теста, нарисованными на открытке или сложенными из бумаги.

Немного истории.

В 269 году римской империей правил Клавдий II. Воюющая римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, и император был убежден, что основная причина этого — браки, поскольку женатый легионер о славе думает гораздо меньше, чем о семье. Чтобы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться. Но солдаты от этого не стали меньше влюбляться, и к их счастью нашёлся человек, который стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Им был священник по имени Валентин из римского города Терни. Как только об этом узнал император, он решил его подобную деятельность прекратить, и Валентина приговорили к казни.

Трагедия ситуации была еще и в том, что и сам Валентин был влюблён в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Впоследствии Валентин был канонизирован католической церковью, а в 496 году римский папа Галасиус объявил 14 февраля Днём святого Валентина.

По всей видимости, именно оттуда повелось писать в День святого Валентина любовные записки — «валентинки». Кроме того в этот праздник любят устраивать свадьбы и венчаться. Считается, что это станет залогом вечной любви. Массово День святого Валентина в Западной Европе стал отмечаться с 13 века, а в США с 1777 года.

В России празднуют День влюблённых.

И в России появился праздник, призванный стать ответом католическому Дню святого Валентина. Новый праздник получил название «День супружеской любви и семейного счастья». Днем всех влюбленных назначено 8 июля — в день памяти православных святых Петра и Февронии, правивших на Муромской земле в XIII в. . Супруги были образцом верности и любви и идеалом семейного счастья. Святые Петр и Феврония считаются образцом супружеской верности Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо, в старости приняли монашество и умерли в 1228 году в один день и час. И хотя супругов похоронили порознь, их тела чудесным образом оказались в одной могиле. Мощи супругов покоятся в Муромском Храме Свято — Троицкого монастыря. В 2008 году отмечалось 800 — летие памяти святых Петра и Февронии. Этот праздник ежегодно отмечают в Муроме 8 июля. Он давно уже стал неофициальным местным Днём всех влюблённых.

V. Продолжение формирования знаний и умений

1. Какие способы складывания квадрата существуют?

2. Что такое базовая форма?

3. Как получить базовую форму «треугольник», «дверь»?

Сегодня мы сделаем три бумажные фигурки: " письмо с сердечком«; «открытое сердце», «голубь».

Особое место в нашей работе необходимо будет уделить оформлению своей работы, проявив, таким образом, свое творческое отношение к ней. Заранее продумайте какого размера будут ваши фигурки, цвета, какие дополнительные элементы они будут содержать (письмо, открытку, рисунок, украшения), продумайте также возможности совмещения фигурок, т.е. попробуйте создать свою композицию

Эти работы могут стать теми самыми сердечками, которые вы подарите любимым на праздник.

В основе выполнения работ, как уже было сказано, лежат такие базовые формы как «ТРЕУГОЛЬНИК» и «ДВЕРЬ», которые вы уже умеете складывать. Но для складывания фигурок «письмо с сердечком» и «открытое сердце» нам понадобится освоить ещё один часто используемый прием работы: «вогнуть внутрь».

Из оставшейся от квадрата полоски бумаги сделайте маленький квадрат, на котором мы и потренируемся.

Посмотрите, пожалуйста, в условных знаках, что обозначает темная стрелочка?

Освоим приемы работы. (Демонстрирую приёмы работы. Ученики выполняют работу вместе со мной).

Теперь приступим к изготовлению фигурки.

Практическая работа № 1 «Письмо с сердечком».

Рисунок 5

Вспомним условные обозначения способов складывания. Работу выполняем по пунктам инструкционной карты: Приложение 3 , которая определяет последовательность выполнения и отражает приемы работы.

Учитель демонстрирует приемы работы. Ученики сверяют правильность работы с образцом учителя.

Требования к работе: внимание, аккуратность.

Практическая работа № 2. «Открытое сердце».

Эту работу можно использовать не только на праздник. Она может стать чрезвычайно полезной вещью. В нём можно хранить скрепки, карандаши, резинки, наклейки, марки:, любую мелочь.

Эту работу вы выполняете самостоятельно, работая по схеме. .Приложение 4

Практическая работа № 3 «Голубь»

Для выполнения этой работы нам необходимо освоить ещё один прием «вогнуть внутрь». Он часто употребляется при оформлении клюва на головке птицы.

VI. Контроль знаний и умений (практические работы № 2 и № 3)

Творческое задание: «Оформление работы»

Придумайте свой вариант оформления работы.

VII. Подведение итогов.

1. Закрепленияе материала по вопросам:

2) Почему нужно знать международные условные знаки, принятые в оригами?

3) От чего зависит качество выполненной работы?

2. Заполненную форму учета работы учащихся сдают учителю, который подводит итоги, отмечает лучшие работы, активность учащихся, выставляет оценки.

2. Заключение

Оригами — это идеальный конструктор, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир.

Сегодня на уроке вы узнали о происхождении праздника «Дня всех влюбленных», самостоятельно сделали подарки к этому дню — два маленьких сердечка, освоив приемы работы в технике оригами, научились работать со схемами, попытались составить нехитрые композиции из получившихся фигурок.

Интернет ресурсы:

Список литературы:

Приложения.

Базовые складки и формы оригами

После первого шага, знакомства со знаками и обозначениями в оригами, пора сделать второй, ещё немножечко приближающий нас к этому удивительному искусству. Теперь нам нужно освоить базовые схемы оригами — часто используемые несложные формы, на которых базируются настоящие вершины произведения искусства оригами. И действительно, зачем засорять каждую вторую схему, если можно изучить основные формы и дать указание «начинаем с формы „квадрат“», вместо многократного повторения схемы этого самого квадрата. Это и время сэкономит, и схему понятнее сделает.

Итак, базовые формы оригами: 1. Совсем простые треугольник и прямоугольник :

2. Блин или блинчик :

3. Водяная бомбочка (чувствуете, как детством повеяло?):

4, 5. Бумажный змей (воздушный змей) , плавно переходящий в ромб Змей:

А вот схема для них. На четвёртом этапе получаем змея, на пятом змей трансформируется в ромб:

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: