Правительство вновь отказалось индексировать пенсии работающих пенсионеров. Бюджет избавляется от лишних пенсионеров О чиновниках и всех остальных

5657

Окончен балл

Глава Минтруда Максим Топилин выдал новогодний сюрприз гражданам, которые готовятся выйти на пенсию. Чиновник заявил, что Пенсионный фонд начал отказывать россиянам в назначении трудовой пенсии. По его словам, это происходит из-за того, что некоторым гражданам не хватает пенсионных баллов. Заодно министр, как будто издеваясь, заявил, что жители мало кушают мяса. Смешного в этом мало: 99% россиян явно не понимают, как работает наша пенсионная система, а теперь выясняется, что можно запросто остаться на старости вообще без пенсии.

Нет баллов – нет пенсии

После новогодних праздников у россиян и так не самое лучшее настроение, но министр труда и социальной защиты Максим Топилин , кажется, сумел его еще немного подпортить.

9 января в «Российской газете» вышло интервью министра, где он рассказал , что, оказывается, не все жители нашей необъятной Родины теперь получают пенсию по старости. Некоторым Пенсионный фонд отказывает в страховой пенсии, потому что не хватает стажа и баллов. Вот точная цитата глава Минтруда:

«Уже в 2017 году были случаи, когда Пенсионный фонд был вынужден отказать людям в назначении страховой пенсии по старости из-за того, что им не хватило страхового стажа и пенсионных баллов».

Забавно, что эти слова чиновник произнес уже в конце интервью, и отвечал он, в общем-то, на другой вопрос - по поводу «обеления» рынка труда. Но именно это высказывание стремительно ворвалось в новостную повестку и обошло чуть ли не все крупные федеральные СМИ. Наверняка нашлись пожилые люди, которые, узнав такую новость, схватились за сердце и потянулись за валидолом. Те, кто пользуется интернетом, вероятно, полезли на сайт Пенсионного фонда, чтобы посмотреть, хватает ли им стажа и баллов для пенсии. Остальные, как можно предположить, начали атаковать ПФР с вопросами по поводу их пенсионного обеспечения.

Причем Максим Топилин заявил, что тем, кому отказали в страховой части, получают социальную, и даже если она меньше регионального прожиточного минимума, то ее дотягивают до него. То есть без хоть какой-то пенсии никто не остался. Более того, Пенсионный фонд посчитал нужным прокомментировать слова министра, повторив примерно тоже самое про социальное пособие. Но, слово не воробей, и из песни его не выкинешь. В сухом остатке, если перефразировать, получилось примерно следующее: «Дорогие россияне, в старости не все из вас будут получать пенсии, спасибо за внимание!».

Большая пенсионная тайна

Все бы ничего, если бы не два обстоятельства. Во-первых, социальная пенсия, на которую имеет право рассчитывать любой гражданин страны, сейчас составляет около 9 тысяч рублей . Как жить на эти деньги современному пенсионеру с современными ценами на продукты и лекарства – загадка. Средняя российская страховая пенсия (для тех, у кого есть необходимые стаж и баллы) значительно выше – около 14 тысяч рублей . Это тоже не особо решает проблему, как не умереть от скудного питания и болезней, но все-таки 5 тысяч - существенные деньги для пожилого человека. По-крайней мере они существенные с его точки зрения. Так что для части граждан, которые вот-вот выйдут на пенсию, слова Максима Анатольевича подобны соли на ране.

А, во-вторых, до сих пор практически никто не может понять, какая у кого будет пенсия в старости. С того времени как в России появились пенсионные баллы, прошло несколько лет, но понятнее от этого пенсионная реформа не стала. Вернее, реформы, потому что их уже было столько, что все сбились со счета. А сейчас проводятся очередные преобразования, связанные с накопительной частью пенсии, с которой еще больше тумана. Не будем приводить цифры, чтобы не запутаться самим и не запутать других. Ясно только, что пенсионные накопления граждан уже несколько лет заморожены, все отчисления, которые работодатели делают в Пенсионный фонд, трансформируются в баллы, которые имеют свою цену и, исходя из них, рассчитываются пенсии. Еще известно, что, сколько бы не получал работник, ему засчитают лишь определенное количество баллов, поэтому будущая пенсия никак не будет коррелироваться с уровнем зарплаты…

В общем, тут можно долго рассуждать. Причем не обязательно даже разбираться и быть специалистом, все равно никто ничего не понимает. Причем не понимают даже в правительстве. Вспоминается, как несколько лет назад премьер Дмитрий Медведев попросил чиновников проводить пенсионную реформу аккуратно и объяснять гражданам смысл принимаемых решений. Но разве наши чиновники умеют это делать? Бесполезно даже просить. Впрочем, пардон. Один раз нам все внятно объяснили, правда, сделал это не Максим Топилин, а его коллега по кабмину глава Минфина Антон Силуанов , который высказался в духе «копите на пенсию сами». Вот так нам, обычным россиянам, понятно. Надежды на власти нет, спасение пенсионеров - дело рук самих пенсионеров.

Все это может вызвать смех, но смех этот, как и у великого Гоголя, прорывается сквозь слезы. Еще раз напомним, Максим Топилин всего лишь отвечал на вопрос по поводу «обеления» рынка труда. То есть комментировал проблемы с серыми зарплатами и неучтенными государством доходами граждан, которые работают неофициально. Это так называемые «гаражники», те, кто что-то производит, оказывает услуги, но не платит налоги и страховые взносы, и по статусу является безработным. В социальном блоке правительства их еще тунеядцами: мол, ничего не платят, а благами в виде бесплатной медицины пользуются. Обычно такие граждане занимаются ремонтом автомобилей, делают мебель, надгробия, да мало ли что еще. Няни, репетиторы, уличные музыканты, строители-ремонтники тоже к ним относятся.

Максим Топилин хотел их предупредить: если не начнете легализовываться, то страховую пенсию не получите, потому что не хватит этих загадочных баллов или, что более понятно, трудового стажа. А последний с каждым годом все повышается . В 2017-м для страховой пенсии нужно было 8 лет стажа, в этом году 9, и так будет продолжаться до 2024 года, когда необходимый для пенсии стаж достигнет 15 лет. Впрочем, это сейчас власти так утверждают. Что будет через 6 лет, никто не знает, вполне вероятно правительство не остановится и снова поднимет порог, это вполне в духе наших чиновников.

О чиновниках и всех остальных

А теперь задумаемся, кто те люди, что уже лишились страховой пенсии и особенно те, кто могут ее скоро лишиться. Это граждане, которые родились в начале-середине 1960-х годов. Закончили школу, мужчины отслужили в армии, поступили на работу, отработали несколько лет. А потом началась бурная перестройка, проклюнулись нежные ростки предпринимательства, зацвел буйным цветом молодой и дерзкий российский бизнес. В те дикие годы многие не жили, а выживали, работали на себя, официально нигде не числились, зарплату получали исключительно наличными и без всяких росписей в ведомостях. Да, спустя четверть века ситуация изменилась, но до сих пор десятки миллионов трудоспособных россиян заняты в вышеупомянутой серой «гаражной» экономике. Они просто не доверяют властям, потому что хорошо помнят, как их оставили без накоплений на сберегательных книжках СССР, как им вместе с реформами подкинули убийственную инфляцию.

Кабинет министров обещал вернуться в 2017 году к «обычному, привычному» режиму индексации пенсий. Но под обычным режимом теперь понимается урезанная индексация - не для всех. Министр труда Максим Топилин подтвердил, что в 2017–2019 годах работающие пенсионеры не увидят повышения пособия. По данным Пенсионного фонда России (ПФР), в 2016-м индексация не проводилась почти для 10 млн пожилых граждан. К 2019 году четверть российских пенсионеров потеряют как минимум 20% реальных пенсионных выплат из-за отказа их индексации.

Работающим пенсионерам не стоит рассчитывать на индексацию еще как минимум три года, а как максимум – все то время, пока они будут официально трудоустроены. В 2017–2019 годах им не будут индексировать пенсии. Об этом заявил во вторник глава Минтруда Максим Топилин.

Он уточнил, что правительство предусмотрело компенсационный механизм, который позволит повысить выплаты пенсионерам сразу же, как они прекратят трудовую деятельность. «Если, допустим, за три года, которые работающий пенсионер работал, индексация составит в совокупности… 15% или 16%, то… когда он выйдет на пенсию, он получит плюс эти 16% индексации. Ему ее как бы возвратят», – приводит слова министра агентство «Прайм».

Правда, в правительстве как будто забывают, что официально трудоустроенные пенсионеры в буквальном смысле заработали себе на индексацию, ведь с их зарплат уплачивались налоги, отчислялись страховые взносы – в том числе в ПФР. Отмена же индексации грозит им теперь существенным сокращением пенсий в реальном выражении, то есть с учетом инфляции.

Допустим, если взять идеальный вариант, что инфляция по итогам 2016 года составит 5–6%, а к 2017-му достигнет целевого уровня Центробанка (4%) и на нем застынет, тогда с 2016 по 2019 пенсии работающих пожилых граждан сократятся примерно на 20% в реальном выражении.

Но это идеальный вариант. Потому что на самом деле инфляция может оказаться выше. Например, аккредитованное Центробанком Аналитическое кредитное рейтинговое агентство ожидает, что по итогам 2016-го инфляция составит 6,6%, в 2017-м – 6%, в 2018-м – 5,2%, в 2019-м – 5,1% (см. ). И в этом случае реальные пенсии граждан сократятся за четыре года уже почти на 25%.

Если учесть, что правительство до сих пор толком не знает, что ждет страну в ближайшую трехлетку, не говоря уже о периоде после 2019 года, то обещания «как бы возврата» тех 20–25%, которые «съест» инфляция, выглядят малоубедительно. Ведь не исключено, что если острота кризиса не спадет, то «как бы возврата» может и не быть. Тем более что правительственные чиновники умеют давать такие обещания, смысл которых потом – при правильной интерпретации – сильно меняется.

Так, кабинет министров обещал россиянам, что в 2017 году он вернется к прежнему режиму индексации пенсий. «Крайне важно, чтобы в следующем году мы вернулись в обычный, привычный режим индексации. Для этого у нас сейчас есть все возможности экономические. Инфляция это позволяет», – сказал в начале сентября премьер Дмитрий Медведев на встрече с представителями «Единой России». «С 1 января 2017 года восстанавливается обычный, законный порядок индексации пенсий. Индексация в 2017-м заложена в полном объеме, как и положено, по фактической инфляции», – говорила в конце августа вице-премьер Ольга Голодец.

В первую очередь эти заявления касались размера индексации. Но приведенные слова можно было понять еще и так, что прежний режим предполагает возврат в том числе к поголовной индексации – для всех (как оно всегда и было в новейшей истории, за исключением 2016 года).

Власти дали еще один повод так думать: правительство назначило единовременную выплату всем пенсионерам вне зависимости от их трудоустройства. И эта выплата 5 тыс. руб. преподносилась как компенсация недоиндексации пенсий в 2016 году. То есть правительство учло в этом случае всех. После чего любой разговор о планах на будущее воспринимался так, будто кабинет министров продолжит и дальше учитывать и работающих, и неработающих пенсионеров.

Но это не так. В профильных ведомствах очень удивились, узнав, что кто-то надеется на поголовную индексацию. И в ПФР, и в Минтруде ссылаются на законодательство: отмена индексации для работающих пенсионеров была законодательно оформлена в конце 2015 года. И это была вовсе не временная мера. Точнее, она была временной, но в совершенно другом смысле. Каком – пояснили «НГ» в пресс-службе Минтруда.

«Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ временно (на время осуществления пенсионером оплачиваемой работы и/или иной деятельности) приостанавливает индексацию страховых пенсий и фиксированных выплат к страховым пенсиям, – сказал представитель ведомства. – При этом в случае прекращения трудовой деятельности размер страховой пенсии будет увеличен на все коэффициенты индексации, применяемые к размеру пенсии, установленные законодательством РФ».

В пресс-службе Минтруда также обратили внимание, что ПФР производит ежегодный перерасчет размера страховой пенсии работающих пенсионеров с учетом взносов, которые уплачивает за них работодатель. Правда, как следует из объяснений ведомства, пока пенсионер работает, весь перерасчет происходит виртуально – пенсионеру просто начисляют больше пенсионных баллов, которые в будущем ему конвертируют по специальной формуле в рубли.

В ПФР сообщили, что «1 февраля 2016 года пенсия с учетом индексации была выплачена 29,6 млн получателей. 9,9 млн пенсионеров, которые на 30 сентября 2015 года осуществляли трудовую деятельность и не представили в ПФР документы о прекращении работы, после 1 февраля продолжили получать страховую пенсию в прежнем размере». То есть почти четверть российских пенсионеров была лишена индексации. И теперь эти примерно 10 млн граждан должны готовиться к еще большему сокращению их пенсий в реальном выражении.

Как показывают опросы, проведенные исследовательским центром портала Superjob.ru, «на зарплату как основной источник дохода в старости россияне рассчитывают в 1,5 раза чаще, чем на государственную пенсию». Средний размер страховой пенсии по старости, по данным ПФР, составил в 2015 году 12,9 тыс. руб. Россияне же, судя по опросу, в марте 2016-го считали достойной пенсию в среднем более 35 тыс. руб. в месяц.

Другими словами, вовсе не от хорошей жизни пожилые граждане продолжают работать после наступления пенсионного возраста. И это значит, что они могут попытаться пойти на некоторые ухищрения ради сохранения своих доходов на приемлемом уровне – перейти в серый сектор. То есть они продолжат работать, но уже неофициально, не отчисляя никаких взносов и имея полное право на индексацию пенсий.

Безработица в новом году будет снижаться, а зарплаты продолжат расти, считает министр труда и социальной защиты России Максим Топилин. В интервью "Российской газете" он также рассказал, почему некоторым россиянам уже отказывают в назначении страховых пенсий, как изменится потребительская корзина, что будет с накопительными пенсиями и кто получит миллион рублей при переезде в другой регион.

Максим Анатольевич, с этого года родителям начнут платить новые пособия на первого и второго ребенка. Откуда деньги на это взяли? Их отщипнули от других социальных статей?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Все социальные программы сохранены. Средства на пособия были предусмотрены в бюджете - в резервах правительства и президента.

Всего на поддержку семей и рождаемости - 530 миллиардов на три года, это на пособия, на субсидирование ипотеки, на строительство яслей. К закону о пособиях мы приняли все подзаконные акты, в том числе по распределению средств регионам.

Средства на выплату на первого ребенка пойдут из федерального бюджета в регионы, на второго ребенка - в Пенсионный фонд России.

Кроме того, мы увеличили с 50 до 60 количество регионов, получающих субсидию на выплату пособия на третьего и последующих детей.

И какой эффект ожидаете? Сколько детей может родиться, благодаря таким мерам?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Это трудно спрогнозировать, ни один демограф не даст точного прогноза. Никто не рожает детей в надежде на пособие. Хотя, конечно, есть семьи, которые откладывали рождение, скажем, из-за материальной нестабильности. Теперь им будет проще принять решение о рождении ребенка.

В прошлом году шло снижение числа рождений на 10 - 11 процентов по сравнению с 2016 годом. Предполагать, что начнется резкий рост, было бы очень смело. Но если в 2018 году родится столько же детей, сколько в 2017-м, - это будет колоссальный успех.

У нас стремительно снижается число женщин детородного возраста 21 - 39 лет, к 2032 году их будет меньше, чем сейчас, на 28 процентов.

И наша задача заключается в том, чтобы женщины, которые потенциально могут родить ребенка, имели большую уверенность в завтрашнем дне, чтобы у нас рос суммарный коэффициент рождаемости. В 2016 году он был 1,77, в 2017 году, скорее всего - менее 1,7 на одну женщину.

То есть если у вас было десять женщин, а стало семь, и коэффициент не растет, то и детей родится на треть меньше.

Этого нельзя допускать. Но, конечно, перекрыть суммарным коэффициентом рождаемости 30-процентное снижение количества женщин - это из области фантастики. А значит, меры поддержки семей должны каждые три-четыре года трансформироваться и прибавляться.

Сейчас мы будем анализировать, как сработают новые меры, возможно, понадобится что-то в них "поднастроить".

Но очень важно иметь в виду следующее. Для естественного роста населения (это наша главная задача) нужна не только высокая рождаемость, но и низкая смертность. Если в перспективе пяти-шести лет смертность не снизится до полутора миллионов человек в год (а сейчас она в среднем 1,8 миллиона), то стимулированием рождаемости мы не сможем решить задачу естественного прироста.

Вы сказали, расширен список регионов, которые получат субсидию на пособие на третьего ребенка. Почему? Только ли из-за снижения рождаемости?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Помогать при рождении третьего ребенка - важный способ повысить суммарный коэффициент рождаемости. Первоначально стояла задача довести его до 1,75. Эту задачу мы выполнили в 2016 году.

Теперь хотели бы довести его до 1,9 на женщину. Для этого надо стимулировать и регионы, которые обеспечивают суммарный коэффициент рождаемости выше, чем 1,7. Они вошли в новый список получателей субсидии. Таким образом, субсидии на пособие на третьего ребенка получат регионы, где суммарный коэффициент рождаемости меньше двух.

То есть в оставшихся 25 регионах, не получивших субсидию, коэффициент рождаемости выше двух?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Не обязательно, в них может быть высокий миграционный прирост.

Например, Москва, Калининградская область не субсидируются, хотя коэффициент рождаемости там ниже двух. Но люди туда переезжают жить и работать, поэтому население там все равно растет. Но это не значит, что пособий на третьих детей там не может быть. Регион может его ввести, если посчитает нужным - за счет своих средств.

Есть мнение, что если бы у людей в России были стабильно высокие зарплаты, то никакие пособия не понадобились бы. Вы согласны с этим?

МАКСИМ ТОПИЛИН: В США, в Германии, например, высокая заработная плата? Да. А пособия там есть? Да.

Вывод: какими бы ни были зарплаты, меры поддержки все равно существуют, потому что всегда есть дифференциация, и всегда есть люди, которые зарабатывают немного.

Нет ни одной цивилизованной страны, где нет мер поддержки при рождении ребенка. Выплаты - страховые и не страховые, другие меры. Например, во Франции - система нянь. Хотя там зарплаты и пособия довольно высокие по российским меркам.

Обычно пособия платятся при рождении малыша, пока мама находится в отпуске по уходу за ним. А говорить о замене пособий высокими зарплатами - это все равно что говорить о введении всего одного вида пособия на все случаи жизни - по бедности.

Такие предложения периодически звучат. Но они абсолютно непродуманные - игра на публику. Для каждого пособия - свои критерии, подходы и источники финансирования.

И все-таки, что надо сделать, чтобы зарплаты повышались?

МАКСИМ ТОПИЛИН: В прошлом году реальные зарплаты выросли на три процента.

В 2018 году мы должны указы президента выполнить, значит, зарплаты врачей, учителей, научных, социальных работников значительно вырастут и в этом году.

Если посмотреть статистику за октябрь, можно увидеть, что зарплаты в здравоохранении выросли с начала 2017 года более чем на семь процентов, а по итогам года эта цифра будет выше. Средства на выполнение указов предусмотрены. Федеральный бюджет выделил на это дополнительно 100 миллиардов рублей на 2018 год. Плюс - двести миллиардов выделили регионы.

Напомню также, что с января 2018 года на четыре процента проиндексированы зарплаты бюджетников, не упомянутых в указах президента, увеличен МРОТ.

А есть прогноз, на сколько увеличатся зарплаты в среднем по экономике в этом году?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Я думаю, что реальные зарплаты могут вырасти процента на четыре - больше, чем в 2017, и больше, чем прогнозировало минэкономразвития.

В ранее опубликованном прогнозе минэкономразвития не было учтено, что будет принято решение о существенном повышении МРОТ и увеличении фондов оплаты труда бюджетным учреждениям на 4 процента. У категорий, предусмотренных майскими указами, зарплаты в реальном выражении вырастут еще больше - с января.

Означает ли это, что январскую зарплату люди получат в том размере, который прописан в указах президента?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Хочу обратить внимание, что речь в них идет о средних показателях.

То есть выполнение указов не значит, что с 1 января зарплата каждого врача будет не ниже 200 процентов средней по региону вне зависимости от его стажа, квалификации, нагрузки, системы оплаты в регионе и прочих критериев. Одни будут зарабатывать меньше, другие - больше. А в среднем по региону должен быть такой показатель.

В некоторых регионах указы были выполнены уже в конце 2017 года.

То есть никаких сбоев по повышению зарплат с января быть не должно?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Мы работаем с регионами, чтобы этого не произошло. Но пока у нас есть четыре субъекта, которые не заложили в свои бюджеты средства, необходимые для безоговорочного выполнения указов: Еврейская автономная область, Северная Осетия - Алания, Тыва и Пермский край. Это ответственность губернаторов, они обязаны были средства предусмотреть.

В 2019 году минимальный размер оплаты труда будет доведен до уровня прожиточного минимума (ПМ). Но прожиточного минимума второго квартала предыдущего года. Значит, на самом деле МРОТ всегда будет немного отставать от ПМ?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Мы реализовываем то, что предусмотрено в Трудовом кодексе: МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума.

Что касается второго квартала, если вы посмотрите статистику, то увидите, что уровень прожиточного минимума по итогам второго квартала в основном совпадает с годовым показателем, потому что в третьем квартале инфляция, как правило, минимальная. С учетом того, что инфляция будет не 10 процентов, а два-четыре, то эти погрешности нивелируются, граждане не почувствуют разницы.

Есть еще нюанс: из любой минимальной зарплаты всегда вычитается подоходный налог, а значит, реально МРОТ всегда будет на 13 процентов ниже ПМ. Планируются ли какие-то шаги, чтобы реально, а не формально выровнять эти показатели? Например, установить МРОТ на 13 процентов выше прожиточного минимума? Или отменить налог для самых бедных?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Первое - расходы по обязательным платежам и сборам учитываются при исчислении величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, то есть включаются в его величину.

Второе - в 2017 году МРОТ был равен 75 процентам прожиточного минимума. Вопрос об их выравнивании обсуждался на разных уровнях доброе десятилетие. Сейчас принято принципиальное решение - в течение двух лет довести МРОТ до ПМ.

Федеральная экспертная группа поддержала общественную инициативу, собравшую 100 тысяч подписей, по поводу выведения из МРОТ стимулирующих и компенсационных надбавок. А как вы ее оцениваете?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Принимая это решение, федеральная экспертная группа предусмотрела и необходимость дополнительной проработки и переходного периода для реализации общественной инициативы.

Данные вопросы будут прорабатываться в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Такие консультации предусмотрены Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством РФ на 2018 - 2020 годы.

Сейчас мы работаем над постепенным увеличением доли тарифной части в зарплатах в бюджетной сфере. Утвержденные РТК Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год включают положение об увеличении доли окладов в структуре зарплаты в здравоохранении, образовании и культуре.

Следует отметить, что "северные" коэффициенты должны начисляться поверх МРОТ. Так записано в Трудовом кодексе. И недавно это подтвердил Конституционный суд.

А как вы относитесь к предложениям изменить систему выплат "северных надбавок"? Сделать их одинакового размера для всех работников определенной местности вне зависимости от размера зарплаты? Сейчас надбавка - это определенный процент к сумме заработка.

МАКСИМ ТОПИЛИН: Мы не собираемся пересматривать систему северных надбавок и районных коэффициентов.

Какие у нас самые богатые регионы? Где больше людей, зарабатывающих выше прожиточного минимума?

МАКСИМ ТОПИЛИН: По номинальным размерам среднедушевых денежных доходов безусловными лидерами являются регионы Севера и Дальнего Востока.

Наибольшие денежные доходы в Ненецком, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах, Сахалинской и Магаданской областях, Камчатском крае, то есть в тех регионах, где применяются районные коэффициенты и северные надбавки. Высокие показатели среднедушевых доходов также в Москве и Московской области.

Однако исходить только из абсолютных размеров среднедушевых доходов нельзя. Стоимость жизни по разным регионам существенно различается. Во всех перечисленных регионах стоимость жизни очень высокая. Например, величина прожиточного минимума здесь в 1,8 - 2,1 раза выше, чем в среднем по России.

При сопоставлении доходов и стоимости жизни получается, что к "богатым" регионам, где денежные доходы населения значительно выше прожиточного минимума, относятся Татарстан, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Москва, Башкортостан, Сахалинская, Белгородская и Московская области.

В Татарстане, кстати, самый низкий показатель доли населения, чьи доходы ниже регионального прожиточного минимума - в 2016 году - 7,5 процента.

А где люди небогато живут?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Неблагополучную ситуацию с бедностью статистика фиксирует в республиках Северного Кавказа и некоторых других регионах России.

Самое низкое соотношение между среднедушевым доходом и прожиточным минимумом в Калмыкии, Тыве, Еврейской автономной области. Здесь же самый высокий уровень бедности.

Ситуация с заработной платой такая же?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Несколько иная. Меньше всего доля работников с начисленной заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (менее 2,5 процента работников) в Сахалинской, Ленинградской, Тульской, Магаданской, Белгородской, Мурманской областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Санкт-Петербурге.

И, наоборот, от 18 до 20 процентов работников получают зарплату ниже прожиточного минимума в Псковской области и республиках Северного Кавказа. А прожиточный минимум на Северном Кавказа ниже, чем в среднем по России.

А программа трудовой мобильности ожила в прошлом году? Вы говорили, что в 2016-м она не пользовалась большой популярностью?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Мы подготовили поправки в закон о трудовой мобильности населения. Если поправки будут приняты, мы снимем ряд ограничений для работодателей, дадим возможность работникам предприятий Дальнего Востока переезжать внутри этого региона для найма с господдержкой. Плюс - планируем возможность увеличения субсидии из госбюджета для работодателей до одного миллиона рублей за одного переехавшего работника. За счет этих денег работодатель сможет взять на себя решение многих проблем работника - от места в детсаду для ребенка до ипотеки на новом месте.

При этом я думаю, что госпрограмма будет не главным драйвером в деле повышения внутренней мобильности. Когда на Дальнем Востоке по-настоящему заработают территории опережающего развития, появятся хорошие высокооплачиваемые рабочие места, инфраструктура для комфортной жизни, люди и так туда поедут и будут там оставаться - без дополнительного стимулирования.

Миграционный отток оттуда сильно уменьшится.

Как вы считаете, нужно ли модернизировать уроки труда в школах? В некоторых странах детей на таких уроках учат на 3D-принтерах работать. Мне кажется, такие вещи закладывают основу для будущего рынка труда.

МАКСИМ ТОПИЛИН: Конечно, это надо делать. Мы регулярно обсуждаем эти темы с коллегами из Минобрнауки. Также, я считаю, что в законе об образовании обязательно должна быть прописана тема дуального образования.

Сейчас вопрос, сколько учебных часов должно отводиться на практические занятия, отдается на откуп учебным заведениям всех уровней. Я считаю, что практические занятия обязательно должны быть в средних профессиональных и высших учебных заведениях. И проходить они должны на современном оборудовании, а требования к ним должны устанавливаться законодательно.

А вы делаете заявку министерству образования на подготовку кадров, нужных экономике в перспективе?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Мы делаем по-другому. Профсообщество разрабатывает профстандарты, а Минобрнауки должно их закладывать в образовательные программы и стандарты. Профстандарты - живой организм, они постоянно корректируются в зависимости от технологических изменений и других факторов.

Всего разработано и утверждено более 1100 профстандартов. И работа продолжается: по нашей оценке, количество профстандартов должно быть 2 - 2,5 тысячи.

Какие-то новые профессии появляются в процессе составления этих стандартов?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Конечно. Сейчас, например, активно развивается цифровая экономика, и она как создает новые профессии, так добавляет новые компетенции уже существующим профессиям. Например, программирование - специалистам ряда рабочих специальностей. Другое дело, что иногда даже профсообщество не может четко сформулировать на бумаге, какие требования должны будут предъявляться к представителям тех или иных профессий в связи с появлением в нашей жизни IT-технологий.

Недавно ВЦИОМ заявил, что реальная безработица в России в два раза выше, чем считает Росстат. Вы согласны?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Конечно нет. Росстат считает по методологии Международной организации труда. И выборка Росстата более репрезентативна, чем у ВЦИОМ: более 70 тысяч опрошенных ежемесячно против 1200, опрошенных один раз.

Сейчас общая безработица в России чуть больше пяти процентов. И есть мнение, что в перспективе десятилетия может возникнуть дефицит работников, что хорошо для рынка труда и роста зарплат. В этом случае у работодателей возникнет необходимость сохранять работника, вкладываться в его здоровье и обучение. При этом фоновая безработица будет колебаться на уровне трех-пяти процентов.

В этом году безработица будет снижаться?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Думаю, будет чуть меньше. Сейчас где-то 5,5 процента, а будет 4,5 - 5 процентов. Снижение будет происходить отчасти за счет того, что у нас сокращается население в трудоспособном возрасте.

А какова судьба пособий по безработице? Несколько лет уже вашему законопроекту об его увеличении, но где-то он "застрял"...

МАКСИМ ТОПИЛИН: В начале года мы планируем еще раз обсудить этот документ с профсоюзами и работодателями, чтобы убедить коллег в том, что мы предлагаем наиболее оптимальный вариант увеличения пособия.

Суть в том, чтобы вдвое увеличить размер пособия, но платить его только тем, у кого есть трудовой стаж. Но профсоюзы пока против, они считают, что платить пособия надо всем.

В России принята программа "Цифровая экономика", чего вы от нее ждете? Как она отразится на рынке труда?

МАКСИМ ТОПИЛИН: На самом деле изменения будут проходить постепенно. Десять лет назад не было смартфонов. Теперь они есть. Благодаря им, нам легче коммуницировать, использовать информацию и принимать решения, быть более мобильными.

Но это не значит, что в связи с их появлением мне нужно срочно поменять профессию или как-то еще кардинально изменить свою жизнь. Например, во Франции и Японии есть наземные ветки метро, по которым передвигаются поезда без машинистов. И что, это круто изменило жизнь людей? Да, часть машинистов осталась без работы. Это то же самое, если сетовать на то, что в связи с появлением машин без работы остались извозчики, управляющие лошадьми.

Наша роль в "Цифровой экономике" - это разработка электронных технологий в кадровом делопроизводстве. Сейчас во многих компаниях кадровое делопроизводство ведется в электронном виде и параллельно - в бумажном. Постепенно этот порядок надо будет при согласии работников менять.

А когда трудовые книжки станут электронными?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Трудовые книжки не должны стать электронными. Зачем одно менять на другое? Или вы имеете в виду, что должен появиться защищенный электронный ресурс, где бы фиксировались все данные о работниках? К этому надо стремиться.

Но у нас нет пока законодательства об архивном деле в электронном виде. Не совершенны технологии защиты персональных данных. И главное, работники и профсоюзы не готовы отказываться от бумажных документов, в том числе трудовых книжек.

Это молодым людям, приходящим на рынок труда, легко отказаться от трудового договора и трудовой книжки на бумаге. Данные об уплаченных за них взносах поступают в Пенсионный фонд, исходя из этого, формируется их стаж, будущая пенсия. И бумажные документы им не пригодятся. Если к информации о работнике и работодателе в базу данных пенсионного фонда "подгрузить" данные о квалификации, о наградах, увольнениях и приеме на работу, то впоследствии эта система сможет заменить бумажные трудовые книжки.

Но для этого нужны мощные системы защиты информации, архивирование, резервирование... Поэтому если и вводить такую систему, то очень аккуратно. Но это обязательно надо делать, и мы вместе с социальными партнерами и Сбербанком готовим такие законопроекты.

В прошлом году из-за предстоящего повышения МРОТ до прожиточного минимума не пересмотрели потребительскую корзину. Этим придется заниматься через два года. Вы планируете ее изменить?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Потребительскую корзину пересматривать необходимо. Таковы требования федерального закона. Что надо поправить в действующей корзине? Прежде всего необходимо улучшить качественный состав набора продуктов питания.

В 2016 году Минздрав России утвердил нормы здорового питания. По ряду позиций продуктовый набор потребительской корзины отстает от этих норм. В действующей корзине "перебор" хлебных продуктов и картофеля. И наоборот, маловато мясных и рыбных продуктов, овощей и фруктов. Приблизить набор продуктов питания к оптимальному - главная задача новой потребительской корзины. Второе - может быть придется изменить соотношение между долей продуктов питания, которая сейчас составляет 50 процентов, и долей непродовольственных товаров (25 процентов) и услуг (25 процентов). Это будет зависеть от того, насколько будет меняться это соотношение в фактическом потреблении малообеспеченных групп населения.

Но в большинстве стран перешли на другой порядок определения прожиточного минимума. Он устанавливается в процентах от медианного среднедушевого дохода. Цифры берут разные - от 40 до 60 процентов медианного дохода в зависимости от экономических возможностей страны.

Кстати, нынешний прожиточный минимум в России составляет примерно 43 процента от медианного среднедушевого дохода. Поэтому мы будем обсуждать и возможность перехода на этот порядок. Многое зависит от того, насколько точно и полно мы сможем замерять денежные доходы населения.

Накопительную пенсию опять заморозили. Может быть, пора ее просто отменить?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Таких решений в правительстве нет. Есть идеология индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Если Центробанк и минфин воплотят ее в жизнь, ИПК поглотит накопительную пенсию. А может быть, будет какое-то другое решение. Но каким бы оно ни было, министерство всегда занимало позицию, что дополнительное накопление на пенсию должно быть добровольным.

Человек сам должен решить, отчислять ему деньги из зарплаты в накопление. Это не должно быть в силу закона и не должно быть вычетом из общего тарифа. Тем более что рынок НПФ не особо радует с точки зрения надежности. Если человек сделает выбор в пользу накопления, государство сможет софинансировать его выбор.

Роструд несколько лет ведет работу по легализации рынка труда. Планируется ли сделать какие-то новые шаги в этом направлении?

МАКСИМ ТОПИЛИН: Сейчас новые шаги не обсуждаются. Но хочется, чтобы граждане понимали, что от их страхового стажа зависят их будущие пенсии.

Уже в 2017 году были случаи, когда Пенсионный фонд был вынужден отказать людям в назначении страховой пенсии по старости из-за того, что им не хватило страхового стажа и пенсионных баллов. Таким людям назначается социальная пенсия. И если ее размер ниже прожиточного минимума, то им сделают доплату и "дотянут" пенсию.

Но хочу заметить, что сейчас средняя страховая пенсия по старости по стране более чем в полтора раза (в 1,65 раза) выше прожиточного минимума пенсионера. И в дальнейшем она будет увеличиваться.

«Хуже пенсионеров в нашей стране живут только дети»

На заседании Общественной палаты в ТАСС министр труда и социального развития РФ . То есть формально, по бумагам, все люди пенсионного возраста получают выплаты от государства больше, или равные 8830 рублям. Однако, можно ли прожить на эти деньги «не бедно»? Об этом мы спросили депутата Государственной Думы, первого зампреда комитета по бюджету и налогам Оксану Дмитриеву.

Министр Топилин отметил в своем выступлении, что больше внимания сейчас необходимо уделять не пенсионному населению, а семьям с детьми. Так как именно такие категории граждан и находятся за чертой бедности. Выражаясь формально - имеют доход на одну душу меньше прожиточного минимума.

Это действительно так, - считает Оксана Генриховна. - В семьях, где есть иждивенцы вообще мало кто выходит на цифру больше прожиточного минимума на каждого члена. То есть сегодня в России у нищеты детское лицо. Пенсионеры в этом смысле защищены, так как регионы доплачивают им до прожиточного минимума. Напомню, что в разных регионах эта цифра разная. Однако, эта сумма - минимум. То есть она чуть-чуть превышает эту грань нищеты.

На сегодняшний день, согласно постановлениям Правительства РФ, пенсия не должна быть ниже 8 830 рублей. Именно эта цифра является прожиточным минимумом для пенсионеров по стране.

Из этой суммы тут же отнимите 20 % на ЖКХ - это 1766 рублей. - рассуждает первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. - И в эти 20% еще не входит оплата электричество и телефона. Сколько остается? Ну, допустим, 7000. То есть получается где-то 230 рублей в день. Это при условии, что не надо покупать лекарства. А ведь многие пенсионеры принимают жизненно необходимые препараты каждый день. То есть этот бюджет чисто физического выживания, проще говоря нищеты. При расчете прожиточного минимума абсолютно не учтены потребности ни на покупку жилья, на на приобретением товаров длительного пользования. А только чисто на самое необходимое и все. Такая же точно ситуация с прожиточным минимумом для работоспособных граждан, цифра для них, согласно закону, больше, чем у пенсионеров на 20% и составляет около 10 000 рублей. Много можно купить на эти деньги?

Напомним, что согласно данным Росстата в России за чертой бедности (то есть доход составляет меньше прожиточного минимума) находятся на сегодняшний день около 23 миллионов людей.

23 декабря. сайт - В России рано или поздно придется поднимать возраст выхода на пенсию, нынешние пенсионеры выиграют от этого, заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин в интервью газете "Комсомольская правда". "Сейчас наши граждане живут значительно дольше. В последние 5-7 лет эта тенденция стала явной. Думаю, нам еще нужно поработать над увеличением продолжительности жизни. Но это не значит, что мы никогда не придем к вопросу повышения пенсионного возраста. Когда-то это придется делать, чтобы мы смогли купировать риски на будущее. Это должно быть мягким процессом, с серьезной адаптацией. Но наша принципиальная позиция - если повышение возраста выхода на заслуженный отдых произойдет, то нынешние пенсионеры должны от этого получить эффект. То есть должна вырасти их пенсия, а не доходы федерального бюджета", - сказал Топилин. Говоря о возможности устроиться на работу после 40 или 50 лет, глава Минтруда отметил, что "всегда можно найти выход". "Я исхожу из того, что в каждом конкретном случае могут быть проблемы. Где-то не стыкуются потребности в заработной плате, месте работы и жительства. Но всегда можно найти выход. В большинстве случаев это зависит от позиции конкретного человека. И от того, что он умеет. У меня есть несколько сотрудников, которым уже к 70 годам. Скоро у них возможности на госслужбе работать не будет, и я с ужасом жду этого момента. Они работоспособны и обладают такими знаниями, каких у молодых людей не может быть. Они фору дадут кому угодно с точки зрения активности и продуктивности. И еще надо понимать, что мы живем в другом обществе. Все меняется очень быстро. Жизнь показывает, что темп этих изменений становится сумасшедшим. Надо к этому готовиться, воспринимать как должное. И постоянно учиться, учиться и учиться", - сказал министр. В интервью также был поднят вопрос повышения пособий по безработице. По мнению Топилина - "надо давать удочку, а не рыбу". "Для тех, кто никогда не работал или имеет очень большой перерыв в трудовой деятельности, будут сжиматься программы материальной поддержки". Но, по словам главы Минтруда, эти люди смогут воспользоваться банком вакансий, пойти на временные работы или на переобучение. "Когда мы найдем точную конструкцию, будем выходить с законодательными инициативами. Но подход будет таким. Повышать пособие по безработице при наличии достаточно большого количества вакансий? Мне кажется, это неправильно. Это будет демотивировать людей. Нам нужно, наоборот, предлагать больше работы, повышать квалификацию, давать новые знания и навыки. А просто выплачивать пособия - не совсем верный путь", - считает Топилин. .

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: