Правовые вопросы семьи и воспитания детей. Нормативно-правовые основы семейного воспитания. Методический кабинет как центр методической работы

1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ .

Семья тесно связана с государством и остро реагирует на все изменения, происходящие в нем. В свою очередь, внутрисемейные отношения оказывают влияние на общество. Необходима постоянная забота государства о семье.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией РБ, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная конвенция ООН «О правах ребенка».

В соответствии с конвенцией родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.

Родители должны усвоить три принципа осуществления Конвенции :

Знание ее основных положений;

Понимание провозглашенных в ней прав;

Поддержка и конкретные меры и дела по воплощению их в реальность.

Конвенция признает, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Конвенция предостерегает родителей от авторитаризма в семейном воспитании и призывает их уважать личность ребенка, его взгляды и мнения, строить отношения в качестве равноправных субъектов права.

В реализация основных положений Конвенции стала возможной с принятием Закона «О правах ребенка». Этот Закон закрепил правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта правоотношений, а также установил обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан в области защиты прав и законных интересов ребенка.

На охрану прав детей и обеспечение их социальной защиты направлена и утвержденная 6 января 1998 г. Президентская программа «Дети России», имеющая 5 подпрограмм: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания».

Среди документов, определяющих государственную политику в сфере охраны прав и интересов детей в семье, следует назвать также утвержденный 21 января 1998 г. Закон «Основные направления государственной семейной политики РБ». Государство берет на себя обязанность обеспечивать выживание и защиту каждого ребенка, создавать условия для его полноценного физического, психического, нравственного, интеллектуального и социального развития независимо от социального статуса родителей.

Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РБ и Кодекса об образовании. Система образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие.

Значительную помощь семье оказывают государственные меры по охране прав материнства и детства. Важнейший принцип – предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей.

Кодекс «О браке и семье», принятый в 1999 г., провозглашает, что государство должно защищать семью, создавать условия для экономической самостоятельности и роста, устанавливать льготную налоговую пошлину и различные выплаты государственных пособий семьям, имеющим детей и т.д.

2.оСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВ РЕБЕНКА.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ведь ребенку нужно научиться не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться.

Для этого ребенку важно понять, как люди взаимодействуют друг с другом, что ценят, что порицают, за что наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребенок постепенно становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, законов человеческого общества: прав и свобод, долга и обязанностей. В этом ребенку должны помочь взрослые (родители, педагоги), которые, осуществляя свою работу по данному направлению, согласуют ее по целям, задачам, содержанию, методам.

Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Творческий элемент системного характера заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем правового воспитания, опираясь на возрастные, познавательные возможности дошкольников и имеет условно три этапа.

Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.

Целевая установка – мотивационное ориентирование детей, формирование у них представлений о правах ребенка. Достигается это подключением к изучению прав, опыта самих детей, их знаний о родине, рассказами о Конвенции прав ребенка.

Не меньшее значение приобретает работа по пропаганде идей Конвенции о правах ребенка среди родителей, ибо эти документы, прежде всего, обращены к взрослым.

Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирования навыков поведения. Эта работа проводится на занятиях и в совместной деятельности с детьми.

Цель заключительного этапа – активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. В качестве средств формирования правовых понятий используются игровые формы, сказочные персонажи, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствует освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.

Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности ребенка.

3.ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

Цель совместной деятельности – вовлечение родителей в педагогический процесс.

Основой работы педагога с семьёй в ДОУ является взаимодействие:

Диалог с родителями (обмен мнениями, опытом, переживаниями)

Совместная деятельность (педагог + дети + родители)

Во время совместной деятельности формируются практические умения родителей:

умение общаться;

умение играть вместе с ребёнком.

Направления работы с семьёй:

Совместная деятельность с родителями.

Обучение родителей.

Консультирование родителей

Просвещение родителей

Информирование

На основании этого педагог изучает каждую семью и выясняет её образовательные потребности.

Принципы работы с семьёй:

Активность педагога.

Дифференцированный подход к родителям.

Системность работы.

Продуктивность любой встречи с родителями.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, т.к. основы здоровья закладываются в семье. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование в начале учебного года, в котором предусмотрены следующие вопросы :

Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет?

Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?

Какие виды закаливания Вы используете дома?

Занимаетесь ли Вы с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?

Есть у Вас дома какое-либо оборудование для занятий спортом и мелкий спортивный инвентарь?

Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей Вы предлагаете по данным темам?

Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию?

В чем, на Ваш взгляд, ее польза?

Какие секции Вы предлагаете организовать в детском саду?

Такое анкетирование поможет воспитателям больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической работы. Анализ анкетных данных приводит к выводу, что, к сожалению, уровень знаний и умений большинства родителей в области воспитания здорового ребенка невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда,когда их детям уже требуется помощь медиков или психологов. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний. Поэтому средства укрепления здоровья детей они видят только в лечебных и закаливающих мероприятиях, рациональном питании. При этом совершенно не учитывается взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального

4.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДЕФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ

Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

Взаимосвязь разных форм работы с родителями;

Одновременное влияние на родителей и детей;

Обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Индивидуальная работа с родителями в ДОУ

Успешная работа с семьями воспитанников обязательно предполагает личные контакты родителей и воспитателя, большую индивидуальную работу педагога с семьями. Не все можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании, но о многом можно поговорить в беседе с глаза на глаз. Между воспитателем и родителями должны установиться добрые, доверительные отношения .

Хорошо, когда каждый из родителей чувствует в воспитателе человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности.

Индивидуальные беседы воспитателя с родителями , консультации, рекомендации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи, добиться большего взаимопонимания в поиске совместного влияния на ребенка.

Индивидуальные беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании дошкольника. Хорошо, если кто-то из членов семьи регулярно поддерживают связь с ДОУ, и не только ради простой информации, а для выработки плана совместных воспитательных действий. Это особенно необходимо, когда родители в силу каких-либо причин не всегда успешно справляются со своими родительскими обязанностями . Бывает и так, что нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в детский сад, чтобы просто поговорить о своих заботах. Эти встречи воспитателя с родителями происходят по инициативе родителей , потому что родители знают , что воспитатель их встретит с уважением, доброжелательно, постарается помочь. Но в жизни детского сада нередки случаи, когда инициатором бесед выступает воспитатель. И чтобы такие беседы достигали цели, а его слово воспринималось бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать , как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для беседы время и место.

Практика показывает, что беседовать с родителями надо не торопясь . Разговор лучше начинать (если он будет и не совсем приятным) с положительных моментов. Рассказывая родителям о ситуации , послужившей для индивидуальной беседы , попросить родителей посоветовать , что, по их мнению должен сделать воспитатель, как лучше поступить, а затем дать совет родителям . В такой беседе естественно возникнет вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры снова наметить пути дальнейшей работы . Так, постепенно, действуя все время вместе с родителями , следует снимать отрицательные моменты в поведении ребенка.

Одним из необходимых условий правильных взаимоотношений между воспитателем и родителями является педагогический такт, т. е. умение найти правильный путь к чувству и сознанию родителей , выбрать наиболее эффективные методы воздействия на личность с учетом ее индивидуальных особенностей . Воспитатель обязан помочь родителям раскрыть возможности их ребенка, его положительные черты, убедить в необходимости опираться именно на них. При этом воспитатель старается не злоупотреблять многочисленными указаниями, а говорить просто, доступно, убедительно и обоснованно, всегда с чувством заботы о ребенке. Замечания, задевающие самолюбие, постоянные жалобы на ребенка, сосредоточивание внимания на его недостатки- этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей , а значит и отдалить выполнение желаемой цели.

Таким образом, индивидуальная работа с родителями , оказывает положительное влияние на родителей , способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними. Ведь только помогая друг другу и во всем поддерживая друг друга, воспитатель и родители смогут выполнить главную задачу- воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого, творца-созидателя нашего будущего

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.ПОНЯТИЯ,ЦЕЛЬ,ЗАДАЧИ И СУЩНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ.

Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности ДОУ и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом.

6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:

системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие

профессиональных и личностных качеств педагогов на примере зам. зав. по BMP и старшего воспитателя;

дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;

подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;

мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Методический кабинет как центр методической работы.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВМР - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

2.Принципы и участники методической работы в ДОУ

В основе оптимизации любой деятельности лежат три принципа:

1. Принцип системности . Только применение системы мер позволит добиться максимального использования всех имеющихся резервов.

2. Принцип конкретности . Каждый педагогический коллектив может добиться оптимальных результатов только с помощью своего, учитывающего особенности конкретных педагогов и руководителей, т.е. отличного от других, варианта системы.

3. Принцип меры . Каждый элемент содержания методической работы, каждая форма должны быть представлены в конкретной системе по-своему, в «своей мере».

Продумывая оптимальный вариант системы методической работы конкретного ДОУ, необходимо начать с изучения процесса и результатов деятельности педагогов и постановки задач. Следует видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи.

Конструируя оптимальный вариант системы методической работы необходимо учитывать:

Задачи, поставленные в государственных документах о ДОУ требованиях министерств и местных органов образования.

Количественный и качественный состав педагогического коллектива.

Результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, конечных результатов работы ДОУ.

Особенности содержания методической работы.

Накопленные традиции.

Сравнительную эффективность различных форм методической работы.

Меру в использовании разных направлений содержания, форм и приемов методической работы.

Особенности конкретной ситуации в ДОУ.

Наличие времени для осуществления методической работы.

Материальные, морально-психологические и прочие условия.

Реальные возможности у руководителей, руководителей МО и других лиц для участия в организации методической работы.

При оценке подготовленного проекта оптимального варианта системы методической работы необходимо проанализировать его не только с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения качественного повышения квалификации каждого педагога, но и с точки зрения оптимальности расхода времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достигалось с помощью минимального числа специально подобранных средств и за необходимое время. Об оптимальности системы методической работы будут свидетельствовать показатели результатов.

3.должностные обязанности и требования к деятельности заместителя руководителя ДОУ по учебно-воспитательной работе

Должностные обязанности

Заместитель заведующего (воспитательная работа) выполняет следующие должностные обязанности:

1. участвует:

В процесс разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы основной образовательной программы в соответствии с ФГТ;

Участвует в проектировании и введении в действие организационного механизма управления реализацией основной образовательной программы;

2. анализирует:

Проблемы, ход и развитие воспитательно-образовательного процесса;

Результаты воспитательной работы;

Наличие и перспективные возможности в области воспитательно-образовательной работы;

3. прогнозирует:

Тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки стратегии развития воспитательно-образовательной работы детского сада;

Последствия запланированной воспитательно-образовательной работы;

4. планирует и организует:

Текущее и перспективное планирование деятельности педагогического состава детского сада;

Процесс разработки и реализации основной программы;

Разработку необходимой методической документации по воспитательно-образовательной работе;

Систематический контроль качества воспитательно-образовательного процесса в детском саду;

Работу по подготовке и проведению праздников и других культурно-воспитательных мероприятий;

Просветительскую работу для родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса;

Контроль индивидуальной воспитательной работы с детьми из педагогически неблагополучных семей;

Правильное ведение непосредственно подчиненными сотрудниками установленной отчетной документации;

Работу педагогического коллектива.;

Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогического коллектива;

Совместную воспитательную работу представителей общественности, правоохранительных органов и ДОУ;

5. координирует:

Разработку необходимой документации по организации воспитательно-образовательной работы;

Работу педагогического коллектива по выполнению основной образовательной программы ДОУ;

6. руководит:

Воспитательно-образовательной работой в ДОУ;

Деятельностью по созданию и поддержанию благоприятного микроклимата в коллективе ДОУ;

Осуществлением системы стимулирования участников воспитательно-образовательной работы;

· 7. контролирует:

Качество воспитательно-образовательного процесса, объективностью оценки результатов воспитанников;

Работу непосредственно подчиненных сотрудников;

Правильное и своевременное ведение участниками воспитательно-образовательного процесса установленной отчетной документации;

Безопасность используемых в воспитательно-образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств;

Соблюдение воспитанниками правил ТБ;

Качество воспитательного процесса и объективность оценки уровня культуры и воспитанности детей;

Оптимальность распределения во времени воспитательных мероприятий;

8. корректирует:

Воспитательно-образовательную программу ДОУ;

Ход выполнения планов педагогами ДОУ;

9. разрабатывает:

Методические документы, обеспечивающие воспитательно-образовательный процесс;

Нормативные документы для участников воспитательно-образовательного процесса;

Основную программу ДОУ и фрагменты стратегических документов образовательного учреждения по воспитательно-образовательной работе;

Правила ведения необходимой отчетной документации участниками воспитательного процесса;

Методику и порядок проведения воспитательных мероприятий;

10. консультирует участников воспитательно-образовательного процесса по различным вопросам;

11. оценивает и осуществляет экспертизу:

Стратегических документов ДОУ;

Предложений по организации воспитательно-образовательной работы и установлению связей с внешними партнерами;

12. редактирует подготовленные к изданию методические материалы по воспитательно-образовательной работе;

13. информирует педагогический совет и руководство образовательного учреждения о результатах введения ФГТ.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ

Методический кабинет организует постоянную методическую работу с педагогами ДОУ. Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать, прежде всего, как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми.

Основными функциями методического кабинета являются:

Организация методической работы;

Повышение квалификации воспитателей;

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;

Отбор и систематизация информации;

Организация оперативного ознакомления педагогов, родителей, общественности с научно-методической информацией, нормативно-правовыми и другими документами;

Создание банка данных;

Организация своевременного поступления необходимой информации, сообщение о новых поступлениях методической литературы, периодической печати, дидактических пособий и.т.д.;

Совершенствование профессионального мастерства и развитие творчества педагогов.

Основные функции методического кабинета

Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологии, организации и диагностике образовательного процесса;

Взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями воспитанников), социокультурными и образовательными учреждениями г. Стерлитамак.

Организация работы

Методический кабинет работает под руководством старшего воспитателя, который организует и координирует его работу; а так же осуществляет свою профессиональную деятельность.

Методический кабинет имеет необходимое помещение, оснащенное соответствующими наглядными пособиями для проведения занятий, организации методических мероприятий, выставок и т.д.

Все оформление кабинета выполняется в едином стиле, располагает к беседе и творческой работе. Материалы методического кабинета имеют тщательно продуманную систематизацию.

5.ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА И ФАКТОРЫ,ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество ДОУ?

1. От качества работы воспитателя

2. От отношений, которые сложились в коллективе

3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.

1) Внутренние факторы – те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) фактические образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.

Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.

2) Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить:

Влияние семьи;

Социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);

Конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);

Индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);

Уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные)

Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования.

Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса, маркетинга и других.

Различают следующие принципы управления качеством образования :

Социосообразности;

Диагностической целенаправленности;

Структурной и функциональной целостности;

Природосообразности;

Интенсивности;

Завершенности (В.И.Беспалько).

В данной связи повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ (Т. И. Алиева, М. В. Крулехт, Л. А. Парамонова).

1. Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования.

2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.

В данной связи социокультурный подход предполагает организацию такого образовательного процесса в ДОУ и создание там такой образовательной среды, чтобы:

Формирование личности ребенка протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека

Определение содержания дошкольного образования осуществлялось на уровне содержания современной мировой культуры;

Организация взаимодействия ребенка с миром Культуры осуществлялась на всех уровнях (микро-, мезо-, макро), а также в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).

Поскольку элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, то с позиций данного подхода, при оценке рассматривается качество специально организованной педагогом деятельности по освоению ребенком культуры как системы ценностей, организации жизни ребенка на уровне культур. В данной связи особое внимание при оценке такого образовательного процесса в ДОУ следует уделить степени знакомства детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами).

3. Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь.

При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями при непосредственном наблюдении за поведением детей, что дополняется суждениями об обстоятельствах, в которых проводились наблюдения. При этом необходимо учитывать структурную характеристику личности ребенка, включающую разные виды компетентности (интеллектуальную, языковую, социальную и физическую), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).


В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная конвенция о правах ребенка . В соответствии с ней родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.

В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как естественной среде для обитания и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенка необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов.

Конвенция предупреждает родителей об авторитаризме в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права.

Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.

В Российской Федерации правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании» . Система государственного образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие (ст. 38). Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей – это моральный долг родителей. К родителям, не выполняющим свой долг по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера – лишение родительских прав.

Разрешить сложные ситуации по воспитанию детей призван Семейный кодекс РФ , который определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры выплаты алиментов на содержание детей и др.


80. Семейное воспитание: принципы и содержание


Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. В семье могут формироваться все личностные качества.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Семейное воспитание имеет и свои принципы . Наиболее общие из них:

– гуманность и милосердие к растущему человеку;

– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

– открытость и доверительность отношений с детьми;

– оптимистичность взаимоотношений в семье;

– последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

– оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.



Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание . И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.


В настоящее время каждый взрослый человек прямо или косвенно является наставником, воспитателем детей, подростков, молодежи. В частности, в Конституции Российской Федерации говорится о том, что граждане страны должны заботиться о воспитании детей, готовить их к жизни в разных сферах (ст. 38, 43). Согласно Конституции семейное законодательство состоит из Семейного кодекса Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. № 223-ΦЗ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, а также законов субъектов РФ. К источникам семейного права относятся и международно-правовые акты, к которым присоединилась Россия, подписав международные документы. В их числе Конвенция ООН о правах ребенка, документы Совета Европы, Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др. При этом, если положение международного договора вступает в противоречие с положениями российского правового акта, применяются нормы международных документов.

Особенность норм семейного права состоит в их тесной связи со сложившимися веками нормами морали, принятыми обществом. Нормы семейного права и нравственные требования сближает то, что они являются регуляторами поведения участников семейных отношений. Например, нормы, касающиеся прав и ответственности родителей за воспитание детей в семье, их духовное и нравственное развитие, заботу о здоровье, защиты их прав, своими корнями уходят в область нравственности, традиций, эти нормы складывались веками.

Взаимосвязь норм семейного права с нормами морали подчеркивает их важную особенность в жизни общества: они призваны решать воспитательные задачи. Свое воспитательное воздействие они оказывают не только утверждением определенных семейно-правовых норм, но и созданием модели нравственного поведения, соответствующего требованиям современного общества. Это особенно важно для России, где, по свидетельству социологов, складывается неблагоприятная социальнопсихологическая обстановка в семье, характеризующаяся такими проявлениями, как дефицит общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехватка соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладание авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкая распространенность наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей.

Семейный кодекс РФ содержит правовые нормы, регулирующие семейные отношения и конкретизирующие их по следующим направлениям:

  • – общие положения (семейное законодательство, осуществление и защита семейных прав);
  • – заключение и прекращение брака (условия и порядок заключения брака, прекращение и недействительность брака);
  • – нрава и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, ответственность супругов по обязательствам и др.);
  • – права и обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
  • – алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, других членов семьи);
  • – формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья).

В Семейном кодексе РФ предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях, для этого выделена специальная глава "Права несовершеннолетних". Статья 56 "Право ребенка на защиту" указывает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей но воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Важно подчеркнуть, что права не могут существовать без ответственности и обязанностей, поэтому при информировании родителей или детей об их правах необходимо делать акцент на той ответственности, которая налагается данными правами.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная конвенция о правах ребенка . В соответствии с ней родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.

В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как естественной среде для обитания и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенка необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов.

Конвенция предупреждает родителей об авторитаризме в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права.

Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.

В Российской Федерации правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании» . Система государственного образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие (ст. 38). Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей – это моральный долг родителей. К родителям, не выполняющим свой долг по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера – лишение родительских прав.

Разрешить сложные ситуации по воспитанию детей призван Семейный кодекс РФ , который определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры выплаты алиментов на содержание детей и др.

правовой семейный воспитание

Семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в ст. 1 КоБС ПМР (Кодекс брака и семьи). Основные начала семейного законодательства (принципы семейного права) представляют собой определенные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.

Нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в ст. 1 КоБС ПМР. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в данном Кодексе, при толковании семейно-правовых норм, применении к семейным отношениям гражданского законодательства, применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.

По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений. Этим лицам обычно сложнее, чем другим членам семьи, «постоять за себя». Они наиболее уязвимы.

К числу «источников» рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены объектами особой защиты и заботы), Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 г. (ООН), Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН), Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы).

В целях реализации данного принципа в семейном законодательстве установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей. Родители могут быть лишены родительских прав. Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка и т.д. и т.п.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 г. Это мировой документ высокого класса. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Конвенция -- это документ, обращенный не только в будущее, но и настоящее, ибо дети, в первую очередь, -наш сегодняшний мир, а уж затем - наше будущее. Этот документ для нашей страны очень своевременный. В эпоху разрушения политизированных стереотипов, пересмотра многих жизненных ориентиров по привычке повторяют: "Все лучшее - детям", "Дети -- единственный привилегированный класс". В практике же повсеместно и достаточно активно разрушаются эти принципы. Поэтому дети особенно нуждаются в социальной и родительской опеке и заботе. Конвенция предоставляет новую возможность проявить конкретную любовь к детям. Современная цивилизация, ее гуманистические предпосылки приобретают в наши дни общечеловеческий характер. В то же время известно довольно значительное количество факторов лишений и злоупотреблений, жертвами которых становятся дети. Вот почему родителям в каждой семье нужно усвоить такие положения Конвенции, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей. Им также необходимо усвоить три принципа осуществления Конвенции, первый из которых - знание ее основных положений; второй - понимание провозглашенных в ней прав; третий -- поддержка и конкретные меры и дела по превращению их в реальность.

Программе реальных действий в пользу детей посвящены еще два документа, подписанные в интересах детей в 1990 г. в ООН на Всемирной встрече на высшем уровне: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. В этих двух документах разработаны меры сообщества по защите прав ребенка, охране его здоровья, обеспечению продовольствием и питанием, по защите гарантий семейных возможностей. Эти международные документы должны стать для родителей основополагающими, чтобы в суете каждодневной, когда захлестывает суровый быт, не утратить высоту родительских чувств и ответственности, чтобы в сегодняшнем дне родители могли ориентироваться не только на настоящее ребенка, но и на его будущее.

В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства.

Если родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, если вольно или невольно они наносят вред физическому или нравственному здоровью детей, соответствующие компетентные органы на основании судебного решения лишают их родительских прав, а детей определяют на воспитание в государственные учреждения. Особо подчеркнута роль семьи в Плане действий по осуществлению Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы: "В семье начинается приобщение детей к культуре, ценностям и нормам общества. Семья несет основную ответственность за обеспечение питания и защиту детей с младенческого до подросткового возраста" (раздел "Роль семьи").

Конвенция предупреждает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права. Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.

Таким образом, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. вобрали в себя основные положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье. В полном согласии с этими всемирными документами находятся нормативные и законодательные акты, регламентирующие положение детей в ПМР, воспитательные функции родителей, роль семьи в формировании личности ребенка. Правовые отношения семьи и государства регламентируются нормативными документами, указами и постановлениями. Семья находится под защитой государства, которое проявляет заботу о ней путем создания и развития сети общеобразовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании, а также путем предоставления других видов пособий и помощи семье.

Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции ПМР, принятой 2 сентября 1991г. (последняя редакция август 2011года), и Законе ПМР "Об образовании" (1994г.). Система государственного образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Фонды общественного потребления гарантируют каждому ребенку общее бесплатное образование. Значительную помощь семье оказывают государственные меры по охране прав материнства и детства. Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Он охватывает все стороны жизни детей в семье и означает, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто из них не имеет преимущества друг перед другом. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей - это моральный долг родителей. К матерям и отцам, не выполняющим свой долг перед детьми по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера - лишение родительских прав. Основанием к такому решению может послужить жестокое обращение с детьми, оказание на них вредного, аморального влияния, антиобщественное поведение родителей: алкоголизм, наркомания, проституция, хулиганство, тяжелые психические расстройства. Недобросовестное выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей не бывает бесследным, оно обязательно отразится на личности ребенка. В этих случаях органы опеки и попечительства осуществляют надзор, регулируют отношения родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер и других родственников, если складывается сложная, трудная ситуация по воспитанию детей. Для правового разрешения таких ситуаций, возникающих в новых условиях жизни общества, Верховным Советом в 2005 г. принят Семейный Кодекс ПМР, который наметил меры по укреплению семьи, определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры уплаты алиментов на содержание детей и др.

Заключение

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы. Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства(Закон об образовании, Кодекс брака и семьи).

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная конвенция о правах ребенка (1989г). В соответствии с ней родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.

В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как естественной среде для обитания и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенка необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов.

Конвенция предупреждает родителей об авторитаризме в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права.

Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека. Кроме того не менее важное место занимает Декларация прав человека, принятая в 1948г., Декларация о социальных и правовых принципах (1986г.), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996г.), Всемирная декларация об обеспечении выживаемости, защиты и развития детей (1990г.) Каждый из этих документов направлен на охрану жизни и здоровья детей, их свободу и защиту достоинства.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку

возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: