Роль учителя в воспитании школьника. Роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности. V. Задание домой

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Роль учителя в формировании личности учащегося

Тюльменкова Анастасия Александровна - учитель математики, экономики Георгиевской cредней общеобразовательной школы Канского района Красноярского края. (c.Георгиевка, Красноярский край)

Аннотация: В данной статье пойдет речь о деятельности учителя, как педагог должен организовать свою деятельность, для того чтобы ученик не просто учился, а творчески подходил к решению не только проблем, касающихся школы, но и жизни.

Ключевые слова: Роль учителя, личность учащегося.

Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам.

Многое меняется, но одно остается неизменным – это дети, ученики, которых мы воспитываем и обучаем. А основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание.

Через мастерство учителя лежит путь к ученику. То очевидное, но мало принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на учителя требование – быть гибким, восприимчивым к детям, искать все новые и новые подходы. Для того чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия, желательно понять: кто он, ученик? Учитель должен обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития.

В наше время усиливается поток различного рода информации, обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка. Подросток не в состоянии правильно дифференцировать ее, а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, на указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают зачастую лишь раздражение и скуку, а то и вообще гасят интерес к обсуждению проблем. Современного ученика надо, прежде всего, удивить, заинтересовать – вот тогда возможно завладеть его вниманием. Эти качества должны быть в любом уроке, но лучше всего, пожалуй, они заложены в урок – игру. Это одна из форм обучения и педагогического общения на уроке.

В своей работе учитель должен сочетать классические и нестандартные уроки. В наше время путь к ученику можно проложить через совместные уроки математики, информатики и др. Эти уроки очень продуктивны и учитель имеет возможность во время него подробно и наглядно объяснить материал, предложить исследовательские задачи, где учащимся предоставляется возможность творчески подходить к выполнению их решения. Такие уроки полезны и интересны для современных учащихся.

При организации совместных внеклассных мероприятий следует отметить развитие интереса к предмету через удивление, восторг, общение детей, наблюдение за тем, как и что, делают другие.

Процесс развития науки, техники, экономики, ее математической составляющей, предъявляет все более высокие требования к преподаванию данной дисциплины, разъяснению ее роли в применении. Математические методы играют огромное значение в развитии прикладных задач и производственной деятельности человека. Само содержание школьного курса математики отражает на доступном уровне для учащихся достижения современной науки, позволяет показать борьбу идей и мировоззрений. Роль математики в познании мира, ее место в системе наук и практической деятельности человека огромно. Для практического применения математики необходимы глубокие знания и учителя, и ученика.

Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий. Важно оборудование рабочих мест учащихся, а также и организация внеклассной работы по предмету.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Детям нужно открывать яркие панорамы цветущего и многокрасочного мира, не отгораживая его забором из схем и правил, выведенных к тому же из абстракций.

Каждый учитель в процессе работы не должен забывать о специфике предмета, его абстрактности, должен вести постоянную работу по привитию учащимся интереса на уроках и внеклассных занятиях.

Любой вид работы с учеником требует творческого подхода, серьезной и тщательной подготовки учителя. Каждый учитель, организуя систематическую классную и внеклассную работу учащихся, может обеспечить общественно – полезную направленность ее содержания, многообразие форм работы, вовлечение в творческую деятельность большого числа учащихся. Желательно строить взаимоотношения учителя и ученика и организовать работу таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно, без принуждения выполняли задания.

Большинство учащихся не подготовлены к творческой самостоятельности, и роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать и направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.

Например, учитель, обучая ученика математике, пользуется одним из важнейших средств – решением задач. Но это не совсем верно методически. Ведь, если решение задач – это цель, то учителю надо добиваться, чтобы учащиеся быстро и безошибочно решали задачи. Главное, чтобы при решении задач ученик получил пользу от этой задачи, то есть подвинулся еще дальше по длинной лестнице овладения математикой. Главная цель в процессе решения задачи, а не в ответе. Ученик, решая задачу, приобретает новые знания и навыки, развивает в себе упорство и настойчивость в овладении математикой. Учитель должен предоставить ученику самостоятельность, а не подсказывать ему каждый шаг.

Ошибки, допущенные учеником, дают учителю нужную информацию о знаниях, умениях и навыках. Следует отметить, что ошибки учеников чаще всего не индивидуальны: то, чего не понял один ученик, но все это показали. Учитель должен не просто исправить ошибку, но и вместе с учеником отработать материал так, чтобы эта ошибка больше не повторилась. А что касается умений, то полезно помнить, что они вырабатываются практикой решения целесообразно подобранных задач с разъяснениями учителя по математике.

Путь учителя к ученику будет ближе, короче, если ученик станет понимать учителя. Учитель из урока в урок должен решать проблемы развития речи учащихся. И, прежде всего, эту проблему учитель должен решить для самого себя, в области своей работы в классе.

Каждый учитель понимает, чувствует, насколько трудной является задача руководить классом так, чтобы ученики занимались на уроке своим основным делом – учились. Учителю хочется, чтобы никто не мешал осуществлению его законного права – учить с удовольствием. Такое поведение учащихся находится за линией приятия и является проблемой учителя. Учителю необходимо что – то предпринять для своего же блага. Способы взаимодействия с учащимися в случае, когда проблема принадлежит учителю, конечно, существенно различаются.

Профессия учителя должна быть замечательной, благородной и благодарной. Основное право – это эффективное и счастливое преподавание. Путь каждого учителя к отдельно взятому ученику свой, индивидуальный.

Полезно помнить, что математические знания мыслящих и ищущих людей способны творить чудеса. Очень важно воспитывать каждого школьника в убеждении важности предмета и его методов для жизни в современном обществе. Воспитать это убеждение одними словами невозможно. Необходим показ математики в действии. Только так можно добиться, чтобы ученик видел за вычислениями, формальными преобразованиями и геометрическими образами не только абстрактные символы и «игру ума», но и их реальные возможности как метод познания, пусть даже в самой простой форме.

Учитель должен научиться использовать специфику своего предмета для возбуждения интереса, для утверждения веры ученика в свои силы и способности. Уже сегодня надо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, которые необходимо использовать в работе. Каждый из нас понимает, что одним из важнейших прав человека, пожалуй, является право быть умным. Это право по факту рождения имеют все дети, но существует огромное количество факторов, препятствующих его реализации. А общеобразовательная школа должна защитить право каждого ребенка быть умным.

Список литературы:

1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы [текст] / И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.
2. Алексеева М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе [Текст] / М. В. Алексеева // Педагогические технологии. – 2006. – № 3. – 3-18 с.
3. Выпряжкина И. Б. Критерии психологической компетентности учителя [Текст] // Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003. 37-41 с.
4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2002. – 400 с.
5. Климов Е. А. Основы психологии [Текст]: учебник для вузов / Е. А. Климов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
6. Кон И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1999. – 274 с.
7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [Текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.

Размышляя о роли воспитателя, о его основных качествах, К.Д. Ушинский предстаёт перед нами как бы с двух сторон.

С одной стороны - это мыслитель, сформировавшийся в философской среде, познавший всю сложность и диалектичность воспитательного процесса. И как мыслитель он понимал, что в педагогике не может быть рецептов и догматически очерченных правил. Личность ребёнка формирует главный воспитатель - жизнь "со всеми её безобразными случайностями". Он подчёркивал, что стоит только отстранить "пагубные обстоятельства", создать атмосферу свободы и творческого труда, как непременно просветлеет ум человека и облагородится его характер.

Но вместе с тем и создание атмосферы труда и благоприятствующих обстоятельств, овладение даже самыми совершенными методами воздействия ещё не приведут к желаемым результатам. И тому пример иезуитского воспитания. Умение проникнуть в интимный мир детей и в этом мире совершать с точностью ювелира филигранные работы по становлению характера - это очень важно для воспитателя, но это так же опасно, как и авторитарно подавлять волю ребёнка, ибо, входя в мир человека, мы не только можем привнести в него свой отрицательный опыт, но и навязать ребёнку не свойственные его природе наклонности, нарушить тончайший узор его неповторимой индивидуальности, развить в нём не творческие, а преимущественно исполнительские и подражательные способности.

Вот почему и беспокоил К.Д. Ушинского один и тот же вопрос: "Неужели всё искусство воспитания только и заключается в том, что исходным началом любой воспитательной системы является приобщение учащегося к духовному миру наставника?" И К.Д. Ушинский-философ отверг ложный тезис - "воспитывайте детей так, чтобы дети походили на меня, и вы дадите отличное воспитание". Он считал, что надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас. Поэтому каждому воспитателю необходимо овладеть самоанализом и постоянно проводить беспристрастный критический обзор результатов своих действий, чтобы исключить прикосновение к детской чистоте своих отрицательных свойств. Каждому воспитателю необходимо уметь видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своём общении с детьми, когда несёт им большую правду подлинно народных убеждений, когда сам способен на честный поступок. Одной образованности, одних знаний и правил, методик и циркуляров, какими бы совершенными они ни были, явно недостаточно.

Практическая педагогика всегда ставит воспитателя перед конкретным фактом оценки поступков, ситуаций, различных явлений, точек зрения. И в своей оценке, в своём активном отношении к миру педагог выступает не как кабинетный теоретик, а как член общества, того конкретного общения, где всё до предела сжато, всё в живом темпе событий, где нет времени для длительного раздумывания, где надо сейчас, безотлагательно, что-то решать, что-то утверждать, что-то отрицать.

Без нравственной силы, способной противостоять насилию и безнравственности, без авторитета, способного объявить войну любым проявлениям авторитарности, не может быть ни подлинного воспитателя, ни педагогического мастерства. Только действенный, а не пассивно-созерцательный гуманизм ведёт к преобразованию обстоятельств, выступает в защиту человека, поэтому К.Д. Ушинский хотел видеть каждого воспитателя решительным, радикальным, смелым, с позитивной программой действий.

Он сам как педагог был невероятно радикальным и бескомпромиссным, когда дело касалось косности, невежества и пошлости, но становился необыкновенно деликатным человеком, когда общался с детьми, учителями, разделявшими передовые взгляды на просвещение и науку, большое значение уделяя педагогическому такту, без которого ни один педагог "никогда не станет хорошим воспитателем-практиком...". Основу педагогического такта составляют глубокие знания психологии, которые раскрывают личность ребёнка во всей своей целостности, причём важно, по мнению К.Д. Ушинского, чтобы педагогические методы и средства применялись не к отдельным психическим качествам личности, а к ребёнку, "каков он есть в действительности, со всеми его слабостями...".

При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.

«Роль личности учителя в воспитании школьников»

Учитель начальных классов:

ДавиденкоТ.Г.

Школа »Ирида» г. Москва

Роль личности учителя в воспитании школьников.

Школа, в переводе с латинского скале, означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх.

Образование - это не только учебный процесс овладения знаниями, но и процесс становления, совершенствования, восхождения души. А с греческого она (школа) трактуется как дом радости.

Солнечным светом, обаянием должна быть пронизана педагогическая деятельность учителя. Испокон веков учителя востребованы в любом обществе, ведь именно мы не только учим детей, но и формируем их как личности.

У каждого ребенка свое предназначение, своя миссия. Задача учителя - дать им развиваться.

Дарить ребенку чувство его, ребенка, значимости, ощущение того, что кто-то о тебе думает, хочет сделать приятное, желает счастье. Получают ли они это в школе? Не всегда.

Главное в деятельности учителя - уважать, любить и понимать своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который нужно зажечь.

Отношение педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление ^развитие личности школьника. Отношение «учитель - ученик» определяются гуманно-личностным подходом.

Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив.»

Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания. Приведенные слова о личном счастье, коллективе и обществе принадлежат выдающемуся педагогу А.С. Макаренко. Это был один из тех необыкновенно одаренных социально активных людей, в которых всегда

нуждается общество. Кристально чистый, энергичный, деятельный - он был таким задолго до того, как о его искусстве воспитания человека узнал весь мир.

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (дефицит внимания родителей к детям, вечная их занятость на работе, смещение ценностей, когда TV правит миром и умами наших детей) делают процесс воспитания еще более трудным.

Школа берет на себя основную функцию воспитания. Учитель более, чем кто-либо другой призван направлять формирование и развитие каждого из своих питомцев.

В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы против негативных проявлений окружающей жизни.

Г1о сравнению с представителями других профессий учителя находятся в особой ситуации. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. Учитель, выполняя социальный заказ общества - формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, должен обладать высокими профессиональными умениями, быть высоко моральной личностью. Решение сложных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от учителя. Воспитываем мы, прежде всего не теми или иными методами и приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности.

Известно, что с самого рождения человек воспринимает окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически не обладает в младенчестве, а под влиянием взрослых (родителей, воспитателей, школьных учителей).

У каждого из нас был свой первый учитель, тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования.

Первый учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «...и душа, и одежда, и мысли.»

Преподавателю необходимо обладать такими качествами, как понимание, безусловная поддержка, любовь к ученикам, умение с мудростью рисковать в пикантные моменты, своевременная невозмутимость и, конечно же, творческий подход во всем. Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога.

Мы говорим об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой-то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель, свободный, открытый.

С того момента, как маленький человек сделала первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает. В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.

Великий педагог Макаренко считал, что воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

Личность воспитателя играет очень важную роль в воспитании и эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы.

Лишь на возрождении простых человеческих чувств любви и милосердия должен строиться процесс воспитания.

Лев Н. Толстой писал в одном из своих трудов. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.»


Анастасия Барбарчик
Роль личности учителя в формировании духовно-нравственной личности

«Самый лучший учитель для ребенка тот , кто, духовно общаясь с ним , забывает, что онучитель , и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самыесокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудиемвоздействия на молодую, формирующуюся личность . От чуткости учителя к духовному мирувоспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».Сухомлинский В. А.

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного , нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности. Если обозреть роль педагога- учителя в духовно -нравственном воспитании молодежи, то ей уделяется самое пристальное внимание. Так как важным фактором успешногоразвития как личности , так и всего образовательного процесса в школах, ВУЗах является личный пример учителя . Роль педагога , его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного , ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т. д.) делают процесс воспитания еще более трудным.

Учитель , более чем кто-либо другой, призван направлять формирование и развитие каждого из своих учеников. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни. Трудно переоценить роль личности учителя , его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.

Что привлекает детей в личности учителя ? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, чтосформулированы в плане . В сознании ребенка откладываются поведение учителя , егожесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другимиучащимися, при различных обстоятельствах ; как он держится с коллегами, какреагирует на удачи и неудачи его одноклассников. Воспитатель, учитель требует отучащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И оттого, насколько требовательным, последовательным окажется учитель , будет зависеть и результат. При правильной организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируютсяосновы нравственного поведения, духовной культуры .

Выделяется группа качеств личности педагога , влияющих на нравственноевоспитание, воспитание личности :

Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

Профессионально-педагогические Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическаянаправленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и

Эмоциональная отзывчивость

Волевые качества

Особенности темперамента

Состояние здоровья

Творческое мышление

Положительные этические качества (добродеятельность)

Традиционными источниками нравственности являются :

1. Патриотизм, включающий в себя ценности : Любовь к России. Любовь ксвоему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.

2. Социальная солидарность - Свобода личная и национальная . Доверие клюдям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

3. Гражданственность -Гражданское общество. Долгперед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья - Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.

5. Труд и творчество - Творчество и созидание; Целеустремленность инастойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука - Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.

7. Искусство и литература включает ценности : Красота. Гармония. Духовныймир человека . Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример - лучшая проповедь.

Учитель обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель - это человек , специальностью которого является правильное поведение.

Постоянный контроль за своим поведением необходим учителю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причём в младших классах оно носит неосознанный характер : школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.

Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителей , сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это поведение

В. А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребёнка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка .

Любовь к детям является отличительной чертой учителя , являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Если учитель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой, его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание учащихся.

«Педагогическую любовь» можно рассматривать как «частный случай» отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она достигается великим трудом и напряжением всех человеческих сил. Л. И. Маленкова предложила своеобразную «технологию» для развития и поддержания этого чувства :

Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети;

Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле – с «плюсами» и «минусами» , со всеми его особенностями;

Возможно, более полно узнать, почему он стал «таким» , и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку;

Найти позитивное в личности ребенка , выразить ему доверие;

Постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой) ;

Установить личный контакт с помощью средств невербального общения;

Создавать «ситуации успеха» , оказывать ребенку позитивную словесную поддержку;

Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка;

Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности , подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т. д. Нравственность формируется в мероприятиях , в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки.

Эстетическое воспитание - это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» . Для того, чтобы человек мог создавать красоту в себе и вокруг себя, он должен в первую очередь научиться слышать, видеть, понимать, а главное чувствовать красоту. В переводе на греческий чувствовать и чувственный будет-слово эстетика. Отсюда и понятие эстетическое воспитание, как воспитание чувственности. Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания - научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Эстетическое воспитание – это важная сторона полноценного развития ребёнка, т.к. оно способствует:

  1. Развитию эмоционально – чувственной сферы;
  2. Формируется сенсорная культура ребёнка (дети слушают звуки леса, пение птиц, шорох листвы; рассматривают красоту и окраску деревьев; вдыхают ароматы цветов, лугов, полей) ;
  3. Формируются эстетические представления о поступках, манерах поведения;
  4. Эстетическое воспитание усиливает: умственное воспитание (развивается воображение, слуховая и зрительная память, расширяются знания о народно – прикладном искусстве, музыке; физическое воспитание (музыка, художественное слово, красочная атрибутика способствуют формированию темпа, ритма движений, пластики, положительного отношения к физической культуре) ; нравственное воспитание, т.к. в красоте природы, искусстве – заложена самая огромная воспитательная сила, которая заставляет ребёнка соблюдать правила бережного отношения к природе, к окружающей обстановке.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

  1. Эстетика быта – это значит научить ребёнка видеть красоту в обыденном (красивые шторы, салфетки, игрушки, мебель) . Если обстановка эстетична, красива (совсем не обязательно богата) , если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму. Три правила, которые делают эстетику быта средством эстетического воспитания: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя.
  2. Произведения искусства. Их используют в оформлении быта, во время обучения, в самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи) , графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации) , малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева) , произведения народно-прикладного искусства (керамика, стекло, народные декоративные изделия и др…)
  3. Природа. Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и т.д. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели. 4.Специальное обучение. Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развитие эстетических оценок, способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого использую различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр спектаклей, презентаций и т.д.
  4. Праздники. С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремления испытать себя в разных жанрах искусства, выступления в красочных костюмах. Подготовка к празднику, участие детей в создании номеров, ожидание праздничного действа, формируют особое предпраздничное коллективное настроение.
  5. Самостоятельная художественная деятельность детей. Она является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству. Для развития самостоятельной художественной деятельности создаются специальные центры с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут пользоваться свободно. Педагог при это заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной. 7. Значительную роль в эстетическом воспитании могут сыграть музей, кинотеатр, дом культуры. Посещение культурных центров формирует и первые навыки художественно-эстетического восприятия в детском возрасте. Основой процесса эстетического воспитания, является деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. Важную роль в эстетическом воспитании дошкольников играет и личность педагога. Педагог сам должен являться примером нравственного поведения, быть разносторонне-развитой личностью, так как ребенок опирается на собственные чувства и эмоции. Необходимо грамотно отбирать содержание предполагаемого материала и определять его в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями дошкольников. Также, необходимо ввести в совместную деятельность особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний и умений. Педагог приобщает к прекрасному, побуждает к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.

Ключевая роль детского сада –создание условий для формирования гармонично, интеллектуально-развитой личности.

  1. Создание эстетической предметно – развивающей среды: красота и чистота в группе, гармоничное сочетание цвета штор, стен, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования.
  2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно – прикладного творчества.
  3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального центров.
  4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, младший воспитатель и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения) .
  5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице – огород, клумбы, зелёные насаждения.
  6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами.

У нас в группе созданы условия для эстетического воспитания детей. Создан центр «Уголок творчества» (слайд) для разнообразной художественной деятельности, в котором дети занимаются как под руководством воспитателей, так и по собственной инициативе. Для творческой деятельности очень важно, чтобы обстановка, окружающая ребенка, была красивой, уютной, по-домашнему комфортной. Это раскрепощает ребенка и располагает к творчеству. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Детям предоставлена возможность рисовать, лепить, апплицировать в любое время, из разных материалов. В центре творчества много пошаговых обучающих образцов, наглядности, трафаретов. Мы организуем приобщение детей к декоративной деятельности: (слайд) рассматриваем элементы декоративной росписи, силуэты народных игрушек, матрешек, тематические раскраски «Знакомство с росписью» , дети любят играть в такие игры, как «Узнай роспись» , «Найди сходства и отличия народных костюмов» , «Что лишнее» и т.д. Знакомим с изделиями народных мастеров, смотрели презентации о создании русской и вятской матрешках. (слайд)

Стараемся больше проводить нетрадиционные занятия по изодеятельности с использованием разных приемов рисования и материалов (это рисование тычками, ватными палочками, рисование пальчиками, (слайд) процарапывание стеками, рисование солью, печатание губкой, выдувание рисунка из трубочки «Кляксография» , (принимали участие во Всероссийском конкурсе «Кляксография» ) . Применяем такие материалы, как специальные трафареты под стекло, (слайд) гипсовые фигурки, цветные мелки, смываемые маркеры, деревянные заготовки. Для занятий по лепке применяем разный бросовый материал, радужный песок (слайд) , глину. Применение таких приемов и методов развивают у детей фантазию, творческое воображение. Лучшие работы выставляем в группе на «Полочке Красоты» . (слайд) Учим детей использовать средства художественной выразительности (стихи, пословицы, поговорки отрывки из произведений) . Важную роль в эстетическом воспитании детей играет музыкально-театральная деятельность. Музыка имеет звуковую природу, обобщенность образов, являясь «искусством чувств» , как говорил П.И. Чайковский. Мы стараемся, чтобы музыка звучала не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, на зарядке, включаться на других видах занятий. В группе создан музыкально-театральный центр (слайд) , в котором дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, (слайд) участвуют в драматизации сказок, (слайд) спектаклей, инсценировках. Мы используем различные виды театров: пальчиковый, театр на магнитах, игрушки бибабо и.т. д.

Для обогащения эмоционально-чувственного восприятия в каждой группе есть условия для знакомства детей с художественной литературой. В книжном центре (слайд) есть портреты писателей, необходимые подборки литературы для знакомства детей с ними, их произведениями, сказками, фольклором.

Ведущее место в осуществлении художественно-эстетическом развитии детей принадлежит детскому саду. Но и велика роль семьи. Результатом такой деятельности становится участие воспитанников с родителями в конкурсах районного, регионального уровня. Никита Горин занял первое место в районном конкурсе «Зимняя сказка» с поделкой «У леса на опушке, жила зима в избушке» . Только при единстве воздействия детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом, художником, писателем, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Таким образом, правильно-организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей, создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно-эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне-развитую личность.

Уважаемые педагоги!

Давайте воспитывать в наших детях чувство прекрасного, эстетического восприятия, ведь это так необходимо в наше время.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: