Паттерны добродетелей. Сила благодарности. Почему так важно благодарить Учиться быть благодарной каждый день

Благодарность - это позитивная энергия.

Благодарность - это не только чувство, а эмоционально-логическое явление, когда чувства возникают на основе определенных мыслей.

Поэтому, если человек не считает нужным испытывать чувство благодарности за что-либо к кому-либо, то он и не будет его испытывать. А когда вы испытываете благодарность к Творцу — это и будет истинная трансформация через сердце.

Благодарность - это внутреннее пожелание добра, выражающееся во внешних поступках.

Благодарность - это чувство и состояние признательности за полученное или оказанное добро, заботу, внимание, теплые отношения, это признательность за помощь и все желательное.Чувство благодарности - это способность видеть и признавать добро и благо в окружении.

Способность благодарить - это высшая способность замечать и отмечать все хорошее, что есть вокруг человека.

Благодарный человек - это счастливый человек.

Существует закон благодарности, и если вы хотите получить те результаты, которых ожидаете, то вам совершенно необходимо изучить этот закон.

Что же представляет собой закон благодарности и как он работает?

Данный закон является применением закона «причины и следствия».

Закон благодарности - естественный закон, говорящий о том, что действие равно противодействию и противоположно с ним по направлению.

Если мы вкладываем во что-то энергию, мы тем самым требуем, чтобы это осуществилось. Поэтому очень важно направлять положительную энергию на то, что мы хотим.

Благодарность очень важна — ведь она является чрезвычайно положительной энергетической вибрацией мысли. Она обладает мощным притяжением.

Благодаря ей мы обретаем связь с Источником. Вы не можете пользоваться значительной энергией, не выражая благодарности, ведь именно благодаря ней вы поддерживаете свою связь с источником силы.

Творческая сила внутри нас преобразует нас в тот образ, которому мы уделяем свое внимание. Благодарный ум постоянно концентрируется на лучшем, следовательно, он обретает лучшее. Когда благодарность становится образом жизни, успех, счастье и здоровье становятся нормой.

Когда же мы испытываем гнев, страх, грусть или подавленность, значит, мы потеряли чувство благодарности. Благодарность — ключ к счастливой, здоровой, успешной жизни. Она поддерживает нас и притягивает к нам то, что мы хотим.

Мы становимся магнитом нашего счастья. Когда мы приносим благодарность жизни, жизнь воздает нам. Когда мы испытываем благодарность, люди, как богатство Вселенной, притягиваются к нам.

Благодарность - это готовность воспользоваться помощью, когда это необходимо, и оказать помощь, когда это возможно.

Благодарность - это одно из лучших нравственных качеств человека; без благодарности невозможны ни уважение, ни благородство, ни человечность.

Благодарность - это умение делиться многим и радоваться малому.

Благодарность - это умение в каждом человеке и в каждой ситуации найти нечто позитивное; хотя бы приобретенный жизненный опыт.

Благодарность - это единственная возможность стать счастливым человеком здесь и сейчас.

Благодарность даёт возможности - для оптимистичного взгляда на жизнь.

Благодарность раскрывает талант - любви и уважения к людям и миру.

Благодарность даёт силы - даже в негативном найти и оценить хорошее.

Благодарность даёт свободу - в выражении лучших чувств и совершении лучших поступков.

Благодарность даёт веру - в то, что любое событие наполнено смыслом.

Знающие люди говорят - «благодарю».

Это выражение так же образовано из двух корней разных слов: БЛАГО + ДАРЮ. Произнося это словосочетание, мы делимся частью нашего блага и так отвечаем добром на добро лично, взаимно отдаём добро в подарок.

То есть благом на благо, добром на добро.

Зная истинное значение слов, можно и поблагодарить доброго человека и защититься от злого. Звуковой код, заложенный в словах изначально, действует даже в сокращённом варианте. Благодарность нужна всем, она несёт добро в мир. Благодарить — дарить благо, это всегда приятно человеку, вызывает в душе добрые и радостные ощущения.

Надо всегда быть благодарными за всё, что имеем, и мы обязательно получим больше. Надо выражать благодарность, тогда вокруг образуется облако позитива Надо учить детей видеть вокруг себя добро, и благодарить за него Надо делиться своей радостью с друзьями, дарить любовь близким, радовать родных.

Надо говорить БЛАГОДАРЮ всему хорошему в жизни, всему доброму и в ответ получите от Вселенной взаимность. Как развить в себе благодарность «Благодарю». Не забывайте в быту об этом простом слове - и вы сделаете шаг на пути к обретению благодарности. Креативность. Находите различные способы выразить свою благодарность.

Будьте изобретательны!

Отказ от самолюбования. Нарциссизм и благодарность несовместимы; проделывая работу по сознательному отказу от самолюбования, человек приближается к обретению благодарности. Интерес к окружающему миру. Именно интерес помогает человеку быть благодарным жизни - за каждый прожитый день.

Семейные отношения.

Не забывайте и не стесняйтесь проявлять благодарность по отношению к близким людям -это важно для обретения возможности быть благодарным.

Сложно быть благодарным, когда существует недостаток чего-либо. Такие убеждения приводят к появлению мышления, основанного на соперничестве — его основная идея заключается следующем: для того, чтобы получить желаемое, вы должны отнять это у кого-то другого.

Такая система убеждений подстегивает страх и беспокойство. Насколько легко каждому человеку быть благодарным, если он считает, что вселенная создана быть трудным местом для жизни? Особенно, если его же собственное мышление продолжает порождать ситуации в его жизни, которые подтверждают справедливость такого предположения.

Когда мы благодарим за обстоятельства и события в нашей жизни, которые мы должны преодолеть, и осознаем при этом, что на нас снисходит благодать мудрости от этого испытания, сам акт благодарности превращает негативный опыт в положительный.

Когда мы выражаем благодарность, мы привлекаем к себе людей и обстоятельства, за которые будем благодарны. Благодарность наполняет наши сердца радостью и позволяет увидеть истину, которая придает нам силы, чтобы принять верные решения и предпринять соответствующие шаги.

С благодарным сердцем мы сможем увидеть лучшее в каждой ситуации и в каждом, с кем мы встречаемся, выявить для себя их лучшие стороны. Если критика и осуждение других людей отнимает у вас позитивную энергию, то благодарность наполняет вас энергетической силой. Замените критику и осуждение благодарностью.

Благодарность - это богатство вашей души. Благодарность - это позитивная энергия. Сколько благодарности у вас есть к этому миру, людям, себе, настолько богата ваша душа!

Попробуйте практиковать благодарность в своей жизни, и вы увидите, как ваша жизнь заметным образом улучшится. Благодарность - это теплое чувство, не путайте его с виной и желанием отвязаться от человека, наспех говоря слова благодарности и пытаясь дать ему что-то в ответ.

Благодарность - это способность признавать добро в других.

Просто примите все доброе, что приходит к вам с чувством признательности и любви. Жемчужины мудрости о благодарности. Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей.

Цицерон — Пусть молчит тот, кто дал; пусть говорит тот, кто получил.

Сервантес — Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем.

Благодарность… Что это для меня?

Просто вежливость или искреннее чувство?

Как часто я на самом деле испытываю благодарность? Или я принимаю всё как должное? Умею ли я благодарить? Легко ли мне это? Ценю ли то, что даёт мне жизнь и люди? И отчего мне трудно искренне принимать благодарность? Кому благодарность нужна больше - дарящему её или принимающему?

Такие вопросы появились у меня из-за ощущения чего-то прекрасного, что я не открыла ещё для себя в чувстве благодарности. Исследованию этого вопроса и посвящена эта статья.

Что я знаю о благодарности?

С прагматичной точки зрения благодарным быть выгодно - отношения с людьми тогда приятнее и крепче. Испытывая благодарность, человек перестаёт концентрироваться на себе, обращает внимание на других людей.

  • Благодарность придаёт сил, воодушевления, говорит о признании трудов человека.
  • Благодарность радует, когда она искренняя.
  • Благодарить легко, когда получаешь что-то хорошее неожиданно.
  • Благодарить можно словами, делами, подарками, своим отношением.
  • Благодарность можно чувствовать долгое время или забыть через час.
  • Если не поблагодарить за добро, то совесть покоя не даёт, остаётся камень на душе.
  • Бывает, благодарность появляется тогда, когда осознаёшь ценность того, что потерял. Или когда сам начинаешь что-то делать и понимаешь, скольких трудов это стоило другим.
  • Благодарность требует от человека понимания и чувствования ценности полученного.
  • Когда то, за что благодарят, сделано по доброй воле, по собственному выбору, бескорыстно, это усиливает чувство благодарности с обеих сторон.

"Кто не любит просить, тот не любит обязываться, то есть боится быть благодарным."

В. О. Ключевский


Благодарность - это чувство

Благодарность , как искреннее чувство, трудно отделить от любви. Иначе она будет скорее платой за услугу, чем чувством. Просто эмоциональным всплеском, который быстро затухает.

Благодарность вместе с любовью - это чистое радостное чувство, которое появляется между людьми как от равного к равному. По своему статусу люди могут занимать разное положение, но искренняя благодарность идёт от человека к человеку, а не от статуса к статусу. Иначе это просто атрибут покровительства свыше или признания власти над собой.

В чём разница между благодарностью и признательностью? Признательность - это свидетельство значимости сделанного человеком, которое сопровождается чувством долга за полученное. Благодарность исходит из глубокого чувственного переживания и осознания ценности того, что есть, просто так или в ответ на добро. Такая благодарность чувствуется вместе с безусловной любовью.

Любопытно, что силу именно этих двух чувств подтверждают исследования учёных. Коротко об этом в видео ниже.

Чувства и эмоции человека кардинально отличаются друг от друга. Чувства всегда глубокие, тихие, ровные, рождаются внутри человека, сопровождаются ощущением наполненности и радостного покоя. Эмоции часто громкие, непродолжительные, побуждаются внешними обстоятельствами, переходят из негатива в позитив и обратно. После ярких эмоциональных переживаний ощущается опустошённость и усталось, так как организм потратил силы на продуцирование и вбрасывание в кровь биохимических веществ, которые вызывают эмоциональные всплески.

В тот момент, когда человек испытывает благодарность, он не может злиться. И наоборот: когда человек злится, он не чувствует благодарности. Искренняя благодарность и эмоции эйфории также не могут идти вместе. Это связано с тем, что во время эмоциональных переживаний сознание человека сужено на собственной персоне. А чувство благодарности - это обращение своего внимания на достоинства других людей, на гармонию мира.

Когда человек успокаивает свой эмоциональный фон, он естественным образом начинает воспринимать действительность более целостно, приходят умиротворение и радость тому, что есть. Тогда сердце открывается чувству благодарности, оно льётся ровным благодатным потоком.


Благодарность исцеляет

Опираясь на практику психологов, можно говорить о сильнейшем терапевтическом эффекте благодарности. Благодарение за полученные уроки и добро исцеляет душевные переживания, гармонизирует состояние человека и выводит его в позитивное, ресурсное состояние, которое способствует развитию человека. Есть такая методика, как “Дневник Благодарности”, в котором каждый вечер человек делает записи о том, за что он благодарен: радость, жизненные силы, спокойствие, открытия, встречи, уроки, опыт. Есть практика, когда человек начинает и завершает свой день благодарностью, с любовью вспоминая всё, что он ценит в своей жизни.

Так человек формирует и поддерживает в себе позитивный образ мышления, взращивает чувство благодарности, как своё внутреннее качество. Как следствие - улучшение самочувствия, мировосприятия и отношений в семье, на работе, с соседями. Человек, который направляет своё внимание на положительные стороны жизни, становится меньше подвержен стрессам и эффективнее находит решения задач, потому что всё чаще начинает видеть в разных ситуациях ресурс для развития.

Также позитивный внутренний настрой продлевает молодость человека. Такие выводы сделали в своих исследованиях учёные в 90-х гг. 20 века, что было отмечено Нобелевской премией. Жизнь каждой клетки в организме человека заканчивается зарождением новых клеток благодаря энергии, которая высвобождается при распаде ядра. Но если энергия отрицательных эмоций начинает доминировать в сознании человека, то по команде ДНК запускается процесс разложения клеток и они становятся рассадником болезнетворных бактерий. Выбирая позитивно- или негативно настроенные мысли, эмоции и чувства, человек в буквальном смысле делает выбор между собственной жизнью и смертью.

Нейропсихолог, доктор философии Роджер Уолш (Roger Walsh):

"Благодарность дарует многие преимущества. Она уничтожает отрицательные чувства - под её лучами тают гнев и ревность, испаряются страх и настороженность. Благодарность разрушает препятствия на пути к любви."

Не зря ещё до становления психологии как науки, религии предписывали начинать день с благодарности Богу. Ведь она очищает внутренний мир человека, развивает благородные чувства чести и человеческого достоинства. Благодарность - богатство души человеческой. Ей посвящены труды и исследования философов, психологов, учёных разных направлений. Подробнее с этой информацией можно ознакомиться в статье А. Хановой «Феномен благодарности».

15. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16. Всегда радуйтесь.
17. Непрестанно молитесь.
18. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19. Духа не угашайте.
20. Пророчества не уничижайте.
21. Все испытывайте, хорошего держитесь.
22. Удерживайтесь от всякого рода зла.

Главный обряд христианского богослужения - причастие или евхаристия, что в переводе с греческого означает «благодарение». Раннехристианские авторы называют евхаристию «врачевством бессмертия», «лекарством жизни». Это таинство символизирует богообщение, благодарность, обретение единения со Всевышним, приобщение к Божеству, к Любви Божией. У ранних христиан таинство благодарения Бога проводилось вместе с вечерями Любви - агапами.

"Отношения между человеком и Богом основываются исключительно на глубинных, личных чувствах человека от соприкосновения с духовным миром, его искренней Любви и благодарности к Богу. Вот эти истинные глубинные чувства человека к Богу и есть самая настоящая, единственная ценность, которая может быть воспринята тем миром от человека. Причём эти отношения с духовным миром осуществляются без каких-либо посредников."

Ригден Джаппо

В Исламе качество Благодарности присуще Всевышнему Аллаху. Людям, благодарящим Его, Он дарует Милость Свою:

"Станет ли Аллах наказывать вас, если вы будете благодарны [Ему] и уверуете [в Него]? Ведь Аллах - благодарный, знающий."

О благодарности Всевышнего Сам Аллах в Коране сказал:

"Если вы будете благодарны, то я непременно умножу вам [милость]."

Коран, 14:7

А Милость Всевышнего - это высшее благо для человека, которое лежит за пределами земной жизни. Три вида благодарности существует в учении Ислама: благодарность языком, сердцем и всеми органами. И все они подтверждаются праведными духовно-нравственными деяниями человека, едиными с Волей Аллаха.

"У вас нет никакой иной цели в жизни, кроме радости и благодарности."

Будда Гаутама Шакьямуни

В помощь человеку, заботящемуся о своём духовном самосовершенствовании, - медитация "Любовь и благодарность" . Это один из видов древней практики “Цветок Лотоса”, которая помогла Будде достичь духовного освобождения.

Благодарность Богу

Сила любви и благодарности освобождает жизненные силы человека, скованные негативными программами. Появляются лёгкость, чувство ценности и радости жизни. Я ощутила это, когда сумела искренне внутри себя проговорить: “Благодарю Тебя, Боже, за познание добра и зла, за опыт каждого момента жизни. Благодарю Тебя, Боже, что Ты всегда со мной”.

Любой опыт получен благодаря свободе выбора, дарованной человеку Создателем. И в этом ценность жизни: познание мира в разных его проявлениях на личном опыте даёт возможность вырасти и стать мудрее. Личный опыт позволяет сделать осознанный выбор и утвердиться в нём. Так человеческий дух растёт, становится крепче, свободнее. Мудрость - это дар небес, чувственное озарение во время духовного роста человека, дар, с помощью которого достигается состояние высшего просветления, всепонимания, всезнания.

Духовная свобода - это пространство любви. Для человека, который обретает эти высшие ценности в себе, благодарность - естественный ответ на любой жизненный опыт. Благодарность - естественное состояние человека, наполненного глубинными чувствами в непрерывном диалоге с Богом. Мудрый человек всегда благодарен Богу.

Моё исследование того, что же такое благодарность, открыло больше, чем я предполагала. И следующим шагом в саморазвитии для меня является более глубокое чувственное познание силы благодарности. Вместо того, чтобы оценивать всё, что попадается на глаза, я день за днём воспитываю в себе чувство благодарности за то, что есть. Такое наполнение своего внутреннего мира вдохновляет меня созидать в жизни лучшее.

Благодарю всех, чьи работы помогли мне в более глубоком понимании благодарности. Благодарю те жизненные уроки, которые подтолкнули меня к поиску ответов. Благодарю вас, дорогие читатели, потому что ваше незримое присутствие служило мне доброй поддержкой в этом исследовании.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Благодарность - выражение признательности за сделанное или подаренное, желание отблагодарить в ответ. Одна из самых позитивных и приятных эмоций, которая возникает в ответ на благородные и добрые действия в адрес человека.

Благодарность укрепляет любые отношения, в первую очередь - отношения в семье , Благодарность касается не только отношений между людьми: благодарные люди благодарны и жизни в целом за те подарки, которые она им дарит.

Как писал А. Маслоу, "Я обнаружил, что многие люди не умеют ценить возможность удовлетворения потребностей и желаний, а порой с пренебрежением относятся к уже Удовлетворенной потребности. Самоактуализирующимся индивидуумам почти не свойственно это заблуждение, которое служит источником многих человеческих страданий. Другими словами, самоактуализирующиеся люди умеют быть «благодарными». Они всегда помнят о дарованных им жизнью благах. Для них чудо всегда остается чудом, даже если они сталкиваются с ним вновь и вновь. Именно эта способность непрестанно осознавать ниспосланную им удачу, именно эта благодарность судьбе за возможность наслаждаться благами жизни служит гарантией того, что жизнь для них никогда не утратит свою ценность, привлекательность и новизну" .

Как благодарить?

Благодарить можно словами, это важно нужно и приятно, ну еще лучше отблагодарить делом.

Ученики обычно благодарны своему учителю, но чего будет стоить их благодарность даже на словах, если они не усвоили то, чему их учили? Лучшей благодарностью будет жить так, как учат и за это благодарить.

Если человек вам помог чем-то, мало на словах его поблагодарить - сделайте ему что-то приятное, ответьте действием, а не просто словами.

Хотя и слова благодарности тоже полезно помнить. Смотри Знаки благодарности

Смысл (функция) благодарности для окружающих

Благодарность - в первую очередь - это знак внимания и уважения. Если вы человека уважаете, если вы ему благодарны - не забывайте его об этом поблагодарить.

Благодарность - отличный . Дает позитивную мотивацию . Когда тебе благодарны - очень хочется что-то делать и много, ради самого факта благодарности. Даже животных - можно замотивировать благодарностью. А уж людей - тем более!

Благодарность - оперативное внушение . «Я благодарен тебе за твою заботу и отзывчивость» - это внушение заботливости и отзывчивости.

Смысл и функции благодарности для человека

Благодарность - одна из самых позитивных эмоций. Если ты благодарен человеку, тебе хочется сделать ему что-то приятное в ответ. Хорошо, если приятное будет измеряться не только в словах (хотя слова тоже важны), но и в реальных делах. Ты благодарен Родителям? Здорово, пусть это будут не только слова - поддержи их в трудной ситуации. Ты благодарен своим учителям по жизни? Классно: проживи свою жизнь так, как они учили и даже лучше, и оставь за собой такое же количество толковых учеников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль благодарности в отношениях личности к жизни

Введение

Безостановочно текущее время вносит в жизнь человека новшества, которые меняют образ жизни, мышление, и самого человека. Но в современном мире моральные убеждения дергадируют. В наше время благодарность не в моде, роль ее стала весьма незначительной. Благодарность перестала соответствовать потребностям современного человека. Она не сумеет принести желаемого (славу, удачу, самореализацию, достойную работу и т.п.), т.к. благодарности не достаточно.

С самого раннего возраста ребенка учат говорить «спасибо» и «пожалуйста» за доброту и прочие хорошие вещи. Но как часто люди благодарят друг друга и за что? Современное восприятие благодарности колеблется от умеренного приятия,безо всякого энтузиазма, до амбивалентности. Люди забыли, что «благодарность» имеет красивое значение «дар» и «благо», то есть дарить благо. Современный человек не перестает роптать на окружающий мир, на свою жизнь и т.п., забывая благодарить за то, что уже имеет; забывая, какой позитивный колорит могут внести искренние слова благодарности, сказанные от всей души, в жизнь любого человека.

Для того, чтобы иметь более полное и точное представление о чувстве благодарности, необходимо обратиться к традиционным и античным источникам, связанных с философией и религией. Из которых можно понять, что благодарность лежит в основе человеческой природы.

Что такое благодарность

Два красивейших по значению понятия «дар» и «благо» сумели слиться в одно- «благодарность», то есть дарить благо. В старинных текстах и религиозной практике благодарности уделяется большое внимание. Полагается, что благодарность лежит в основе человеческой природы.

Благодарность включает в себя чувство признательности за сделанное добро, а также различные способы выражения этого чувства. Эмоциональная и рациональная оценка происходящего может поспособствовать возникновению такого сложного чувства , з ачастую, проявлен ие которого сильно ритуализовано.

Ошибочно придерживаться мнения, что понятие «благодарность» не несет особой смысловой нагрузки и имеет абстрактное значение, которое индивид находит для себя сам. Давайте сравним два, казалось бы, простых понятия, основанных на таком приятном, светлом, чистом и звонком слове «благо». Благо имеет свойство полезности и способно удовлетворить определённые человеческие потребности - это с точки зрения экономики. С точки же зрения этики, нравственности, духовности и психологии «благо» можно заменить понятием «добро», и означать оно будет намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению полезного деяния. Это деяние должно принести человеку счастье, радость и любовь и может осуществляться только свободной волей. Итак, благотворить - это значит совершать добро для человека исключительно по его просьбе и с проявлением его свободной воли.

В свою очередь, благодарность подлежит классификаций :

· прямая и косвенная благодарность

· ритуальная (этикетная) и эмоциональная (лично значимая)

· мотивированная и немотивированная

· вербальная и невербальная

· благодарность реальному адресату и благодарность высшим силам.

«Благодарность лежит в основе человеческой природы»

Для того, чтобы удостовериться в данном тезисе: «Благодарность лежит в основе человеческой природы», нам необходимо проследить истоки чувства благодарности в когнитивно- социальных реалиях детства и дальнейшее его развитие в течение жизни, основываясь на древних текстах культурного значения и принципах эволюции человека.

В исходных текстах иудаизма и христианства утверждается, что именно неблагодарность навлекла беды на род человеческий. Согласно книге Бытия Адам не благодарил Бога за дарованную ему подругу - напротив, он роптал на Творца за создание женщины, вовлекшей его во грех. Первым людям, жившим в садах Эдема, было мало всех даров Творца. Благодарность характеризуется скромностью, желание Адама и Евы сравниться с Богом в познании и величии не отличалось скромностью. Сквозной темой Пятикнижия и Ветхого Завета является проблема благодарности. Согласно книге Бытия, первое убийство напрямую связано с неблагодарностью. Сыновья Адама и Евы избрали различные способы вознести хвалу Господу. Авель сотворил всесожжение первородного агнца, а Каин предложит плоды земли, и дар Каина не был угоден Господу. И так горько стало Каину, оттого что Господь отверг дар его, что он убил собственного брата. Позднее, в книге Левит, Господь дает народу Израилеву подробные наставления о всесожжениях. Им следовало выполнять их в точности, чтобы жертва была угодна Господу (корень слова gratitude, благодарность - gratis, что означает «угодный, приятный»).

Для полноценной жизни и развития человеку необходимо общество. Формирования общества началось в античные времена с небольших групп охотников и собирателей. Навыки общественной жизни сформировались посредством адаптивных механизмов поведения, которые позволили людям научиться уживаться друг с другом. Эволюционная основа морали включает в себя четыре качества:

1. Навыки, связанные с симпатией

2. Характеристики, связанные с нормой

3. Реципрокность

4. Способность уживаться с людьми.

В современном мире благодарность проявляется в более скромном масштабе, чем вознесение молитвы, и менее экстравагантной форме,чем принесение людских жертв. Современные формы благодарности имеют формы выражений таких, как: «Спасибо», «Очень признателен», «Благодарю за помощь», «Надеюсь отплатить взаимностью», и так далее. Более яркое проявление благодарности - это преподнесение подарка или оказание какой-либо услуги, проявления помощи, выполнения просьб. Форма проявления благодарности индивидуальна и зависит только от индивида, его морального восприятия понятия «благодарность», ситуации и возможностей.

С возраста появления первого опыта привязанности у ребенка начинает формироваться благодарность - то есть, с момента формирования любви между младенцем и теми, кто за ним ухаживает (Bowlby, 1969). Важнейший критерий формирования привязанности у детей в возрасте 1 года - радость, с которой они встречают близких людей после недолгой разлуки. В рамках стандартных лабораторных экспериментов, которые используются для оценки индивидуальных особенностей привязанности у детей в возрасте 1 года, при возвращении матери, отсутствовавшей 3-6 минут, дети со стойкой привязанностью проявляют радость и возбуждение (Ainsworth, Blehar, Waters, & Wall, 1978). Мать легко успокаивает ребенка, встревоженного расставанием, и обеспечивает надежную основу для познания им мира. Допустимо ли предположение, что при возвращении матери ребенок испытывает благодарность? Наоборот, у детей со слабыми проявлениями привязанности отмечаются реакции, которые можно расценить, как неблагодарность - при возвращении матери после кратковременного отсутствия, такие дети избегают ее, или препятствуют ее действиям. В работах, посвященных привязанности, Эриксон (1963) предположил, что развитие базового доверия на первом году обеспечивает человека надеждой, длиною в жизнь. Ранний опыт благодарности за заботу может обеспечить человека положительными ожиданиями, и сформировать его мировоззрение на основе надежды и доверия.

Опыт ранней привязанности может содержать некоторые элементы примитивной благодарности, тем не менее, в нем отсутствует ее ключевой элемент. По мнению McCullough и Tsang,благодарность - безусловно, эмоция, но это - атрибутивная эмоция. Обычно, мы бываем благодарны кому-то и за что-то. Благодарность сложнее дистресса, злости, радости, возбуждения и грусти - скорее, она относится к социальным эмоциям, как например стыд и вина. Это - комплексные чувства, подразумевающие консолидацию осознания себя в качестве причины происходящего, а также признание других в аналогичном качестве (Izard, 1977; Lewis, 1990). Четкие признаки консолидации проявляются на втором году жизни. Уильям Джеймс (1892/1963) называл это субъективным осознанием себя. Подобное осознание относится к базовым формациям (Howe & Courage, 1997; Kagan, 1994). К этому возрасту у детей формируется опыт признания действий, мыслей и чувств своими. Консолидация субъективности - то есть, базовое осознание себя - прокладывает дорогу тому, что Деннетт (1987) назвал интенциональной (волевой) стадией опыта. Похоже, что осознание себя в качестве субъекта волеизъявления (а в дальнейшем - осознание других людей в том же качестве, способствует получению полноценного опыта благодарности (Toinasello, 2000), поскольку благодарность предполагает базовое понимание того, что люди время от времени желают производить действия, за которые к ним можно испытать чувство благодарности.

На 3-4 годах жизни у детей продолжает формироваться осознание себя и других людей в качестве субъектов волеизъявления. Дети понимают, что их действия, равно как и действия других людей, являются следствием намерений. К 3 годам у детей формируется примитивная психология желаний, первая версия того, что некоторые специалисты по психологии развития называют интернализированной теорией сознания (Baron-Cohen, 1995; Wellman, 1990). К этому возрасту, дети понимают, что поступки людей основаны на их желаниях. Несколько позже к теории сознания добавляется психология убеждений - дети начинают понимать, что обладая волей, люди действуют не только сообразно желаниям, но и в соответствии со своими убеждениями.

Поскольку благодарность - сложная социальная эмоция, для ее полноценного развития необходима интернализованная теория сознания - раньше 4 лет она не появляется. Дети способны испытывать и проявлять благодарность, только если они понимают, что другие люди (равно как и сами они) обладают свободной волей, а их поведение мотивировано желаниями и убеждениями. В случайной Вселенной, лишенной факторов мотивации - то есть, во внутреннем мире аутичных детей (Baron-Cohen, 1995)-- благодарность невозможна. Например, сэр Исаак Ньютон не благодарил яблоко, упавшее ему на голову, хотя оно и помогло ему постичь закон гравитации (если верить легенде), поскольку яблоко не намеревалось все это проделывать. У яблока нет ни намерений, ни желаний, ни веры. (Ньютон мог поблагодарить Бога за удачный случай, но даже если так, он бы сознательно обращался именно к Богу). Эмоциональный опыт благодарности требует когнитивных ресурсов, которые возникают по мере развития интернализованной теории сознания, поскольку мы испытываем благодарность только в ответ на сознательные проявления. В самом деле, благодарность, прежде всего, касается осознанности действий - то есть, желаний и убеждений. Можно благодарить просто за намерение, которое так и не воплотилось в действие. Мы часто говорим «Важно то, что ты подумал» - то есть, мы благодарны за намерение, неважно, помогли нам действия, или нет.

«Роль благодарности в отношениях личности к жизни»

благодарность чувство признательность эмоциональный

Благодарность может проявляться в разных формах. Исследователи определяют ее как «эмоцию, которая возникает у человека в ответ на получение им от другого человека ценной и альтруистической помощи» или «положительную оценку чьих либо способностей или атмосферы, которые способствуют достижению успеха в работе».

Независимо от того, какое определение дают ученые, один факт неоспорим: ощущение благодарности или ее выражение благотворно действует на наше эмоциональное и физическое состояние. По словам социального психолога Роберта Эммонса простое слово «спасибо» может позитивно повлиять на нашу жизнь. Профессор Калифорнийского университета имеет в виду не простое машинальное спасибо. Таких слов мы можем произнести несколько десятков в день. Когда нам придержали дверь, подали пальто, отдали деловые бумаги, то мы говорим спасибо, ведь это дань вежливости. Но произнести слова благодарности нужно осмысленно, тогда они принесут пользу нам самим. Мозг воспринимает это следующим образом. Сначала он отмечает, что человек преподнес нам подарок. Это может быть материальная вещь, моральная поддержка или помощь. Потом мозг понимает, что подарок обладает ценностью. Опять же, необязательно материальной ценностью, возможно, мы осознаем усилия, которые были положены для этого подарка. Наконец, мы видим источник подарка, которым не являемся мы сами. Причем даритель - это и другой человек, и даже сама жизнь. Если перевести это утверждение в плоскость работы, то мы получаем следующие выгоды:

· более позитивную атмосферу,

· более удовлетворенных/счастливых и оптимистичных сотрудников,

· меньший уровень стресса,

· более эффективную командную работу,

· культуру взаимопомощи,

· меньший уровень абсентеизма,

· укрепление физического здоровья.

А теперь рассмотрим научные обоснования всему вышеперечисленному.

Благодарность улучшает эмоциональное состояние

По данным исследования, опубликованного в 2007 году в Journal of Research in Personality, «благодарность имеет уникальное значение для состояния человека и его социальной жизни». Исследование продемонстрировало существование связи между благодарностью и состоянием человека, не зависящей от персональных факторов (экстравертированности, невротизма, открытости новому, сознательности, сговорчивости). Также было доказано, что ощущение и выражение благодарности со временем приводит к понижению уровня стресса и депрессии и повышению уровня социальной поддержки.

Авторы научной работы призывают врачей к использованию благодарности в качестве клинического инструмента, приравнивая навыки в сфере благодарности к поведенческим навыкам, способствующим преодолению негативных убеждений.

Благодарные люди готовы жертвовать личными интересами ради достижения всеобщего блага

В ходе исследования, результаты которого опубликованы в 2010 году в журнале Американской Психологической Ассоциации, было выявлено, что «благодарность способствует усилению кооперативного поведения».

Даже при общении в группе незнакомых людей, не имея перспективы взаимности, те, кто испытывал чувство благодарности, принимали решения на благо всей группы, даже если они шли вразрез с их личными интересами». Благодарность, как выяснили исследователи, оказывает прямое и позитивное влияние на принятие решений.

Благодарные люди лучше ладят с другими людьми

Исследователи говорят о связи благодарности с уже вошедшим в привычку позитивным состоянием человека и широким спектром адаптивных черт характера, способствующих развитию и поддержанию хороших взаимоотношений: «Благодарные люди отличаются меньшей агрессивностью, враждебностью, депрессивностью и эмоциональной уязвимостью. Они чаще испытывают позитивные эмоции. Благодарность также коррелируется с личностными характеристиками, которые способствуют успешному взаимодействию в социуме и проявляются в эмоциональной теплоте, общительности, активном поиске, доверии, альтруизме и сострадательности. Также благодарные люди более открыты в проявлении собственных чувств, идей и ценностей».

Благодарные люди лучше спят

Исследование, проведенное в 2012 году группой китайских ученых, изучило связь благодарности и качества сна с симптомами тревожности и депрессии. Они обнаружили корреляцию между более высоким уровнем благодарности и лучшим качеством сна, меньшей тревожностью и депрессивностью.

Данные этого исследования находят продолжение в работе ученых из Университета Манчестера. По их данным, хороший сон, в свою очередь, способствует улучшению памяти, стабилизации веса, снижению стресса, повышению креативности и внимательности.

Благодарные люди достигают большего

Исследователи из Калифорнийского Университета попросили участников одной группы испытуемых вести ежедневные записи о том, что вызывает у них чувство благодарности. Две другие группы получили задание фиксировать причины своего раздражения или бытовые повседневные наблюдения. Первая группа по сравнению со второй и третьей продемонстрировала существенное улучшение показателей принятия решений, внимания, энтузиазма и энергичности.

Авторы работы, опубликованной в Journal of Happiness Studies , выявили, что у самых благодарных студентов было большего всего друзей и лучшие показатели успеваемости.

Благодарные люди с готовностью оказывают помощь другим

В эксперименте, проведенном в 2006 году в Университете Northeastern, была создана следующая ситуация: компьютеры участников были намеренно выведены из строя, и на помощь им пришел специалист. В дальнейшем те люди, которым он помог, с большей вероятностью оказывали помощь своим коллегам при решении ими других задач. Как показало исследование, благодарность имеет гораздо большую силу, чем способность улучшить настроение.

Благодарные люди менее агрессивны

В Университете Кентуки был проведен эксперимент, в ходе которого одни студенты получили похвалу за написанное ими эссе, а другие -- резкие оценки. Затем участники исследования приняли участие в игре против экспертов, которые оценивали их работы, где в качестве оружия использовался так называемый белый шум. В целом обиженные студенты «вознаграждали» своих противников порциями более громкого шума. Но некоторым из них было предложено предварительно написать о тех вещах, за которые они были благодарны тем или иным людям или обстоятельствам. И те, кто выполнил это задание, с меньшей вероятностью мстили своим критикам с помощью белого шума.

«Благодарность -- нечто большее, чем просто приятное чувство, -- утверждает Натан ДеВолл (Nathan DeWall), автор исследования. -- Она снижает агрессивность людей через усиление эмпатии».

Благодарные люди обладают лучшим физическим здоровьем

Ученые из Университета Коннектикута выяснили, что благодарность снижает риск сердечнососудистых заболеваний. По данным эксперта Роберта Эммонса (Robert Emmons) она также укрепляет иммунную систему, снижает кровяное давление, уменьшает симптомы заболеваний, повышает болевой порог и в целом поощряет нас к заботе о своем здоровье.

Также благодарность способствует ускорению выздоровления. Так, было выявлено, что пациенты с пересаженными донорскими органами, которые вели дневники, где писали обо всем, что вызывало у них чувство благодарности, демонстрировали лучшие показатели физического состояния и жизнеспособности, чем те, кто делали стандартные дневниковые записи.

Благодарные люди более устойчивы к травмирующим факторам

Наблюдения ветеранов Вьетнамской войны показали, что благодарность играет большую роль в поддержании эмоционального равновесия после переживания травмирующего жизненного опыта.

Оказывается, письменное выражение благодарности также имеет свои плюсы. Профессор Стив Топфер (SteveToepfer) изучил влияние написания благодарственных писем на счастье, удовлетворенность жизнью и депрессию.

«Чем больше писали люди, тем менее выраженными становились симптомы депрессии, - говорит Топфер. -- Участники исследования тратили на написание каждого письма 15--20 минут, и они делали это один раз в семь дней в течение 3 недель. В итоге показатели счастья и удовлетворенности жизнью у них существенно улучшились».

Ученые из Университета Пенсильвании получили схожие результаты, когда они попросили участников эксперимента написать и доставить лично в руки благодарственное письмо тому человеку, которого никогда ранее как следует не благодарили за его/ее доброту. Испытуемые продемонстрировали огромный и незамедлительный рост показателей счастья. Оказанное влияние было значительнее, чем влияние какого-либо другого фактора и оно длилось целый месяц.

Для доказательства факта, что благодарность оказывает существенное влияние на людей, Роберт Эммонс вместе с Майклом Маккаллохом разработали специальный эксперимент. В нем приняли участие несколько сотен человек, которые были расформированы на 3 группы. Каждой группе дали свое задание. Первая группа каждый день фиксировала в дневнике переживания, вторая группа должна была записывать неприятные ощущения. Третья группа отмечала и записывала все явления или людей, которые вызывали чувство благодарности. По итогам эксперимента третья группа была более позитивной и оптимистично настроенной, все дела выполнялись с удовольствием. Также люди из третьей группы проявили большую заботу о себе, стали заниматься спортом. Сократились тревоги и беспокойства из-за собственного здоровья. По словам Роберта Эммонса эти положительные изменения были вызваны благодарностью. Люди отмечали ее, фиксировали, поэтому становились более позитивными. Нужно постоянно видеть причины для благодарности. Хорошие слова оказывают влияние не только на нас, но и на окружающих. Если высказать благодарность другому человеку, то он будет более признательным, его чувства станут теплыми. Люди будут нас ценить, а это очень важно. Иными словами, это позволяет создать особый круговорот - круговорот добра.

Рисунок 1 Адаптационный цикл благодарности и счастья

На рисунке 1 представлено предположение ученых Dan P. McAdams, Jack J. Bauer, что благодарность и счастье питают друг друга в более адаптивном смысле. Те, кто с большей долей вероятности ответят в виде благодарности на жизненные ситуации, должны быть более счастливыми, в целом, ввиду усиленного удовольствия от жизненных благ, усиленного закрепления и воспоминаний о положительных жизненных явлениях, а также других возможных механизмов.

Благодарность, взаимная польза и культура

Благодарность: “Моральная память человечества”

Социологический взгляд на благодарность акцентирует внимание на межличностных взаимоотношениях и социальных взаимодействиях, при которых благодарность приобретает форму. Благодарность всегда присутствовала во взаимосвязи между двумя сторонами. Способность быть благодарным и щедрым развивается в контексте социальной взаимосвязи. Главную функцию предоставления даров (создание социальных связей), разумеется, можно продемонстрировать на примере взаимодействия между матерью и ребенком. Связь сохраняется и остается невредимой, только если имеется некоторая степень положительной взаимной пользы. Благодарность играет важнейшую роль в установлении и поддержании социальной взаимности. В начале двадцатого века социолог Georg Simmel написал свое красивое эссе “Преданность и благодарность” (1908/1950), один из нескольких текстов, который непосредственно обращается к вопросу благодарности. Он назвал благодарность “моральной памятью человечества” (стр. 388). Путем взаимного дарений люди становятся связанными друг с другом сетью чувств благодарности. Благодарность является мотивом, который призывает давать в ответ, и тем самым создает взаимную пользу услуги и взаимной услуги. Хотя, она имеет в свой основе некоторые психологические чувства, ее основная функция является социальной, по мнению Simmel. Функции благодарности заключаются в осуществлении цепочки взаимной пользы. Обмен дарами и сопутствующие чувства благодарности являются основной системы взаимных обязательств между людьми, и поэтому выполняют функцию морального цемента человеческого общества и культуры. Simmel обратился к роли благодарности в стимуляции социальной жизни сообществ. Благодарность объединяет людей с тем, что ушло раньше, и дает им ощущение целостности жизни с возможностью влиять друг на друга. Simmel провел теоретический эксперимент, представив, что случится, если каждое действие благодарности на основании благ, полученных в прошлом, внезапно исчезнет - общество определенно распадется. Благодарность не только создает и сглаживает межличностные взаимоотношения; она, по сути, также выполняет важные функции связи в обществе и культуре.

Благодарность, могущество, зависимость

Таким образом, можно сказать о благодарности, как о положительной эмоции и социальной силе, которая объединяет сообщества и связывает их. Тем не менее, благодарность не всегда является положительным и беспроблемным феноменом, каким мы хотели бы, чтобы она являлась, но она может осложняться вопросами могущества и зависимости. Например, принцип взаимной пользы может нарушаться в случае различных ответных даров. Одна сторона может не иметь достаточное количество ресурсов, чтобы отвечать ожиданиям другой стороны относительно того, что можно считать надлежащим ответным даром. Могущество может иметь отношение к взаимной пользе, вызывая асимметрию, когда одна сторона чувствует или в действительности обязана давать намного больше, чем другая. В таких случаях, благодарность будет выглядеть по-другому, чем в ситуации, с доминированием более или менее симметричной взаимной пользы.

Социолог Alvin Gouldner (1960) первым продумал роль могущества в ситуации асимметричной взаимной пользы. Следует принимать во внимание соответствующие уровни ресурсов дарителя и получателя, а также потребности получателя и свободу выбора дарителя предоставлять дар или нет. Дарение может вынуждаться другими людьми или сильными нормативными ожиданиями поступить именно так, тем самым ограничивая спонтанность и добровольность предоставления даров. Это возможно, оказывает влияние на чувство благодарности. К сожалению Gouldner, как и большинство его коллег социологов и антропологов, не обращаться к этому конкретному вопросу.

Как часто наблюдается в случае действительно фундаментальных проблем, в литературе предложено несколько интересных взглядов, которые, как известно, отсутствуют в области науки социологии. Русский писатель и поэт Марина Цветаева (1917/2000), которая написала большинство своих работ непосредственно после русской революции 1917 года, имела очень необычный, но проливающий свет взгляд на пластичность благодарности. Она глубоко сомневалась в принципах большевиков и их жестокой политической тактике. Это недоверие было взаимным. Большевики считали Цветаеву вражеским элементом и запрещали публикацию ее работ, вынуждая ее жить с двумя маленькими детьми в очень холодной комнате в доме родителей. Бедность и голод сделали ее зависимой от милостыни, предлагаемой ей время от времени друзьями и знакомыми. В такой ситуации, благодарность довольно отличается от того, к чему мы привыкли. Какие чувства по отношению к дарителю испытывает бедный человек при получении куска хлеба, и какого рода ожидания имеет даритель?

Цветаева (1917/2000) проанализировала этот пример, взятый буквально из ее собственной жизни, о чем говорится ниже. Здесь участвуют не настоящий даритель и не настоящий получатель, каждый человек отражается в своих действиях, а попросту предоставляет руку помощи и получает помощь, чтобы не умереть с голоду. Когда в желудок поступает хлеб, это не имеет ничего общего с тем, чтобы быть дарителем или получателем. В этом акте обмена, участвуют только два куска мяса. Поэтому абсурдно для куска мяса требовать благодарности от других. Благодарность, в этом случае, перерастет в любовь за деньги (проституцию) и может непосредственно обидеть дарителя, а также получателя. Как говорила Цветаева, только душа может быть благодарной, но только по причине другой души. “Спасибо тебе за твое существование. Остальное является обидным” (стр. 200-201). В ином случае, приемлема лишь молчаливая благодарность - благодарность, невыраженная словами или действиями, поскольку истинное выражение благодарности уже включает некоторый упрек или унижение дарителя: он или она имеет что-то, чего нет у получателя (болезненное противостояние между тем, что человек имеет и не имеет). Наилучшим решением в этом случае является дать, получить и затем быстро забыть об этом, чтобы предотвратить развитие любых чувств благодарности вовсе; дать и уйти, получить и уйти без каких-либо последствий. При такой взаимосвязи неравного могущества, моральное обязательство выразить благодарность является уничижительным и препятствует развитию длительных связей.

В предшествующих разделах, мы увидели, что благодарность является личным ценным вкладом, а также моральной добродетелью - способностью, которой должен обучиться каждый. Более того, благодарность была проанализирована, как моральное отклонение от взаимной пользы. Действуя под моральным обязательством давать в ответ, благодарность не только служит для усиления связи на уровне социальных взаимоотношений, но также является средством достижения социального объединения и создания общей культуры. Важно в этот момент подчеркнуть, что чувство долга не каким образом не противостоит благодарности, а скорее является ее моральным ядром.

Заключение

Есть несколько добродетелей, которые не только происходят из благодарности, но и способствуют ее проявлению. Это милосердие, смирение и великодушие. Цицерон говорил, что самое необходимое качество, которое он хотел бы иметь - это умение выразить благодарность. Он называл его матерью добродетелей.

Ученые Роберт Эммонс и Майкл Маккаллох нашли ответ на вопрос, почему религиозные люди испытывают больше счастья в жизни, чем все остальные. Ведь они, по утверждению философа Беранжера Касини, принимают любые послания судьбы. Поэтому благодарность человеку сродни благодати Божьей. Об этом говорит и священник Владимир Зелинский. Он называет благодарность вестью о Боге. Той вестью, которую мы получаем, не умея говорить, не осознавая собственную веру.

Все перечисленные исследования показывают, что переживание чувства благодарности и создание условий -- для себя самого или своих сотрудников/коллег/близких -- для ощущения и выражения благодарности, дают ценные плоды. «В нашем распоряжении удивительный ресурс: благодарность, -- говорит Стив Топфер. -- Она помогает нам самовыражаться и наслаждаться жизнью, ценить ее и получать удовлетворение. Этот ресурс доступен каждому, и мы должны использовать его для улучшения качества собственной жизни».

Есть несколько добродетелей, которые не только происходят из благодарности, но и способствуют ее проявлению. Это милосердие, смирение и великодушие. Цицерон говорил, что самое необходимое качество, которое он хотел бы иметь - это умение выразить благодарность. Он называл его матерью добродетелей.

Литература

· Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Мелани Кляйн, 1997.

· Нравственные письма к Луцлию. Письмо LXXXI. Сенека Младший.

· Кого и за что благодарили поэты. Иза Кресикова.

· О благодарности. Марина Цветаева, 1919.

· Journal of Research in Personality.

1. Ainsworth, Blehar, Waters, & Wall, 1978.

2. Bowlby, 1969.

3. Izard, 1977; Lewis, 1990.

· Journal of Happiness Studies.

1. Howe & Courage, 1997.

3. Toinasello, 2000.

4. Baron-Cohen, 1995.

· Clinical Psychology Review.

1. Nathan DeWall.

2. Alvin Gouldner,1960.

3. Wellman, 1990.

4. Alvin Gouldner,1960.

· Благодарность в современном мире. Dan P. McAdams, Jack J. Bauer.

· Преданность и благодарность, стр 388. Georg Simmel.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Предмет, функции и методы философии. Религия как мировосприятие и определенная сфера жизни человека. Ее внутренняя сторона и функции. Сходства и различия философии и религии. Диалектика их взаимодействия. Роль теистической философии в жизни общества.

    реферат , добавлен 06.12.2011

    Взгляд на мир сквозь призму философской мудрости. Как начинается философская работа. Противопоставление повседневной жизни и жизни созерцательной. Развитие духовного начала как основной стержень жизни философа. История жизни и смерти Канта и Сократа.

    реферат , добавлен 16.01.2010

    Изучение философии как высшей формы духовной деятельности. Сущность и роль науки как феномена культуры и общественной жизни. Исследование основных элементов религии: вероучения, культа, религиозной организации. Соотношение философии, науки и религии.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Анализ взаимоотношения философии и религии в различные исторические эпохи и в современный период. Общий объект познания у религии и философии. Пифагорейцы - первые философы, которые представляли собой религиозный союз. Основные идеи и понятийный язык.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    История происхождения и дисциплинарный состав философии как научной дисциплины. Понятие, структура и функции религии. Концепции будущего земной жизни. Идея материи в истории философии и естествознания. Смысл жизни человека как философская проблема.

    учебное пособие , добавлен 01.04.2013

    Характеристика категорий "добро" и "зло" с точки зрения философии, духовных и моральных убеждений человека. Особенности понятия "борьбы зла и добра", которое есть не что иное, как выбор, а именно - выбор между добром – эволюция и между злом – деградация.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Понимание категории поступка в античных философских трудах. Моральная оценка поведения, мотивы и мотивация. Основные научно-психологические подходы к поступку как единице анализа личности. Характеристика и особенности философии М.М. Бахтина о поступке.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.

    реферат , добавлен 21.01.2015

    Биологическое, социальное и психологическое в человеке. Антропогенез в науке, религии и философии. Социализация и индивидуализация как способы формирования личности. Отличие человека от животных. Проблема природы человека и смысла жизни в философии.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2014

    Основные положения философии Л. Фейербаха, посвященные истории философии, вопросам нравственности, представлениям о философии будущего. Материалистические позиции Фейербаха, учение о человеке, о природе, этике, рассуждения о христианской религии.

В сегодняшней работе мы приведем аргументы проблемы благодарности. Как известно, сочинения на едином государственном экзамене пишутся по особому алгоритму. Чем подробнее вы раскроете тему, тем больше баллов сможете получить.

Какие темы наиболее часто встречаются? Это проблема любви к матери и родине, бесчеловечности, благородства, внутренней культуры человека и, конечно, проблема благодарности. Примеры в сочинении необходимо привести из литературы, кинематографа или жизни. Сейчас мы вам упростим задачу и подробно распишем некоторые из них.

Сочинение ЕГЭ

В статье нами будет рассматриваться проблема благодарности. Сочинение на едином государственном экзамене стоит начинать с ссылки на слова автора, ведь творческую работу мы пишем по отрывку, где явно видны некоторые проблемы.

В билетах единого государственного экзамена эта тема часто затрагивается И. Ильиным. Можно сочинение начать таким образом: проблема затрагивается известным критиком И. Ильиным . Далее нужно выразить свои мысли относительно проблемы. Пример: благодарность - это невероятное чувство, которое присуще всем живым существам нашей планеты… В нашей творческой работе затрагивается проблема благодарности, обязательно стоит приводить максимально раскрывающие ее суть.

После того, как вы отразили свою точку зрения на данную нужно написать один небольшой абзац, где вы объясните: согласны ли вы с автором или нет и почему. Далее вы увидите пример данного абзаца. Я полностью согласен с автором, чувство благодарности дарит людям радость и любовь. Последние являются нашими проходными билетами в светлое будущее. Наверняка, каждый из нас туда стремится. Очень жаль, что не все люди способны испытать данное чувство.

Только после данных слов необходимо переходить к аргументам проблемы благодарности.

«Уроки французского»

Хорошим и ярким примером является произведение Валентина Григорьевича Распутина, которое называется «Уроки французского». Главная героиня - это добрый, отзывчивый, сострадающий и бескорыстный человек Лидия Михайловна, которая всеми способами помогает своему ученику пережить страшные голодные времена.

Учительница английского языка выдумывает все новые и новые способы помощи пятикласснику. Попытка отправить посылку с продуктами не увенчалась успехом, ведь мальчик отверг ее помощь. Тогда изобретательная Лидия Михайловна предлагает сыграть в придуманную игру на деньги, которая называется «замеряшки». Мальчик думает, что игра - это честный способ заработать денег, и соглашается с предложением учителя.

Узнав о данном происшествии, директор школы увольняет учительницу английского языка. Только вся проблема кроется в том, что он не разобрался в причине такого поступка Лидии Михайловны.

После данного происшествия женщина отправляется к себе на родину, но ее чувства к мальчику настолько глубоки, что она стремится ему помочь, даже находясь за много километров от него. Это очень яркий аргумент проблемы благодарности. Мальчик на всю свою жизнь запомнит данные уроки доброты и своего учителя. Лидия Михайловна испытывает только положительные чувства и никогда не винит мальчика в том, что она лишилась работы. В посылке, которую она отправила ученику с Кубани, были яблоки, которые мальчик видел только на картинках в книгах.

«Капитанская дочка»

Аргумент проблемы благодарности можно привести из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение описывает события, происходящие в момент восстания Е. Пугачева. В повести мы видим жесты благодарности сразу от двух героев. Начнем с самого начала.

Главный герой (Петр) отправляется на место прохождения службы в сопровождении Савельича. На их пути встречается сильнейшая метель, в результате данного происшествия герои сбиваются с пути. Тогда им на помощь приходит мужик, который просто им указывает дорогу. Гринев был очень рад помощи и хотел отблагодарить мужика, тогда Петр решает подарить ему свой заячий тулуп.

Тот самый мужик, который в свое время направил Гринева в нужное ему направление - это Пугачев. Далее в романе встречается сцена взятия Белогородской крепости, где Пугачев узнает Петра и дарит ему жизнь, отменяя смертный приговор. Что его сподвигло совершить данный поступок? Конечно, благодарность главному герою за услугу, которую оказал Гринев Распутину, который в тот момент находился в бегах от «своих недугов».

Несмотря на то что Пугачев сделал ему такой как сохранение жизни, он предложил поступить к нему на службу. Даже после отказа он не отпускает героя с пустыми руками, а дарит лошадь, клячу и шубу. Пугачев - это неоднозначная личность, которая способна на благородные поступки.

«За имя мое»

Привести довольно яркий аргумент можно даже из художественных фильмов. Например, фильм «За имя мое» очень хорошо освещает суть проблемы. Стоит отметить, что даже дети способны на такое невероятное чувство. Главная героиня Аня благодарна священнослужителю за то, что он дал ей это имя. Она полностью доверяет этому человеку и открывает все свои сокровенные тайны.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: