Центр ранней социализации "зеленая дверца". Центр ранней социализации "зеленая дверца" Центр ранней социализации детей зеленая дверца

Никто не учит нас, как быть родителями. А ведь это самое важное и самое трудное!

Об этом центре я узнала от своей знакомой.

Центр ранней социализации "Зеленая дверца" открылся в Москве в 1995 году. И существует до сих пор.

Многие его выпускники уже заканчивают школу..

Очень странно, что нет других таких центров.

Зелёная дверца для детей от 0 до 3-х лет. Вот их сайт [ссылка] , на котором можно посмотреть время работы, адрес и фото.

Когда мы туда ехали, нам было страшно, но очень любопытно.

У нас маленькая, но очень общительная дочка которая тянется и к взрослым, и к детям. Ей не хватает общения. Она рада с кем-нибудь поиграть, но пока так мала, что не знает как нужно взаимодействовать с детьми. Скоро она пойдет в группу короткого дня.

Как всё устроено.

Все оказалось гораздо лучше, чем мы себе представляли.

  • Две комнаты для игр
  • столовая
  • место для переодевания малышей с пеленальным столиком, где можно сменить подгузник
  • ванная
  • туалет.

Что есть в игровой?

Большой домик для игр, горка, коляски, машинки, книги, доска с фломастерами и многое другое. Всё чисто, только играй.

Что удивляет сразу и с порога - с ребёнком разговаривают как со взрослым.

С ним знакомятся. На доске записывают его имя, возраст и с кем он пришёл.

И объясняют правила поведения.

Видели бы Вы с каким вниманием дети их слушают.

Правила просты:

  • Ребёнок приходит в Зелёную Дверцу с родителями (бабушками, дедушками) и уходит вместе с ними.

Это не травмирует ребёнка. Он знает, что в любой момент он может залезть на руки к маме или папе.

Ох, я помню, как отдавали мою младшую сестру в детский сад и она спрашивала у мамы правда ли она её заберёт.

  • Кушать можно только в специально отведённом для этого месте.

Это правило сложнее всего далось нашему папе.

На машинке можно ездить, не выходя за полосы.

  • Родители на территории «Дверцы» воздействуют на ребёнка не руками, но словом.

Мне всегда казалось, что во время прогулок мой муж абстрагируется.

Но когда я увидела его поведение со стороны, я поняла, что я ошибалась.

Он не отходил от Алисы не на шаг.

А знаете, как много можно узнать о своём ребенке, если просто наблюдать за ним со стороны?

Сразу видно, во что ему интересно играть, а главное, сколько всего он умеет сам.

Всё это время с Вами находятся «воспитатели» - это психологи и педагоги.

Они помогают объяснить и понять чувства и действия ребёнка, а также Ваше отношение к ним.

Ребёнок на территории «Дверцы» получает бесценный опыт - свой собственный.

Он учится взаимодействовать с другими детьми без помощи родителей. Учится меняться игрушками, разговаривать, уступать, договариваться.

Время, когда приходить и уходить каждый определяет сам.

Мы пробыли два часа и ушли без слёз.

Уходить с детском площадки для нас всегда испытание. воспитатели посоветовали нам быть настойчивыми и рассказать ребёнку, как взрослому, что мы здорово поиграли сегодня, но нам пора домой и мы обязательно придём ещё.

Алиса всё это выслушала, взяла меня за руку и мы пошли одеваться.

Цена

Ни для кого не секрет, сколько в Москве стоят занятия с детьми в Москве.

Этот центр бесплатный.

Рядом с входом стоит копилка, в которую родители кладут столько, сколько считают нужным. На эти деньги покупаются игрушки, оплачивается труд воспитателей.

Стены украшены рисунками маленьких гостей.



Наш сегодняшний рассказ посвящен проекту "Зеленая дверца" - российскому воплощению "Зеленого дома" Франсуазы Дольто, французской женщины-педагога начала XX века. Это заведение призвано подготовить детей к детскому саду, где им придется оставаться в новом коллективе одним. А здесь – все то же самое, но только мама всегда рядом! При этом она может сидеть в другой комнате и пить чай или читать, но не может никуда уйти. И когда ребенок в пылу игры вдруг замечает, что мамы около него нет, он должен найти ее где-то поблизости. Это первое непреложное правило.

В "Зеленой дверце" дети получают первый социальный опыт. От вас не требуется никакой регистрации - сотрудники просто записывают на доске имя и возраст ребенка, а также информацию о том, с кем он пришел (мама, папа, бабушка). Состав участников постоянно меняется, одни уходят, другие приходят. Каждому новичку сотрудники рассказывают основные правила, а дальше – полная свобода! Сотрудники не имеют права прикасаться к ребенку без крайней нужды, т.к. это посягательство на его личность, на его личную свободу (по Дольто, даже если ребенок куда-то полез и упал, это его личный выбор).

В "Дверце" деток учат соблюдать определенные социальные нормы - кушать в специально отведенном для этого месте, а не бегать с едой; не выезжать на велосипеде на пешеходную дорожку; надевать специальный плащик и калоши, играя с водой. Дети учатся сами разрешать возникающие конфликты. Здесь нет запретов, кроме установленных заранее правил.

Помещение состоит из двух комнат разного размера. Первая, большая комната – для подвижных игр. Правда, здесь есть небольшой закуток для занятий за столом, где разложены фломастеры, карандаши и развивающие игры. А все остальное пространство – просторное место, где можно резвиться, лазать, прыгать. Тут есть и деревянная стенка с окошками, и пластмассовый домик, и всевозможные спортивные снаряды для малышей, с которыми допустимы самые разные манипуляции. Есть невысокий подиум с горкой и «бассейном» - ямой с подушкой на дне, куда детишки с радостью «ныряют». Напротив – фонтан. Этот уголок для игр с водой отделен низеньким барьером от остальной комнаты и облицован керамической плиткой. На гвоздиках висят плащики, а рядом стоят галоши. Для водных игр малыш должен надеть эту «униформу». У фонтанчика приготовлены ведерки, пластиковые ящики и другие полезные приспособления.

Вторая комната – поменьше, и рассчитана на детишек помладше. На полу в ней лежат два больших мата, где могут ползать совсем крохотные малыши. Вдоль стен – стеллажи с игрушками. Игрушки самые разные – от погремушек до железной дороги, от плюшевых зайцев до «Лего».

В углу – кухня-столовая. Тут есть микроволновая печь, электрический чайник. Предусмотрены стулья как для взрослых, так и для детей разного возраста.

Вдоль стен расставлены удобные диваны и кресла для родителей. Тут можно и почитать, и пообщаться с другими родителями. Предусмотрен туалет: отдельно для родителей, отдельно для детей.

«Зеленая дверца» - формально бесплатное заведение. При входе стоит копилка, куда родители кладут столько, сколько могут и сколько считают нужным. Персонал каждый день разный. Но, как Вы уже поняли, он лишь объясняет новичкам правила и следит за их соблюдением.

«Зеленая дверца» рассчитана на детей от 0 до 4 лет. В основном там бывают дети от года до трех.

Старый адрес:
Подсосенский пер, 26.
(Метро «Курская»).
Работает с 12 до 18 часов,
кроме воскресенья.

Новый адрес:
Москва, Ферганская ул, 13, к. 1, подъезд 1,
код 1#167

открыта по средам и четвергам с 10 до 14 часов,
в воскресенье с 15 до 19 часов.

Отзывы мам о «Зеленой дверце»,
собранные в Интернет–конференции на сервере nanya.ru

Маша:
Были сегодня. Понравилось. Добираться, правда, тяжело было на своих двоих. Еще больше убедилась, что ехать лучше кучно. Там общаться здорово, а то все уже друг друга знают и веселее вместе. Нам хватило на первый раз 2 часа. Море игрушек. Дети незнакомые. Устали. Но здорово! Дома такое не создашь и с детишками не пообщаешься.

Есть кухня, есть фонтанная, есть игровая, все как не у нас (в лучшем смысле слова). Эх, жаль нет спальни для отдыха…

Пришли мы второй раз. Выводы другие. Настюха уже знала это место и спокойно гуляла сама по себе. Я сидела, беседовала с другой мамой. Дочка бегала где-то там, периодически приходя ко мне.

Тут-то мне и захотелось нарушить одно из первых правил - "мама никуда не уходит". Да, здорово, что есть мама рядом. Но если бы можно было бы отойти хотя бы на 15 - 30 минут, например, в ларек за булочкой, было бы так здорово.

И мне показалось, что женщины, присматривавшие за Зеленой дверцей - не воспитатели, а наблюдатели. Он не сидят с малышами, не одевают им потерявшиеся на ходу ботинки, не поправляют одежду и не отговаривают малыша тащить открытый фломастер в рот. Они просто присутствуют. А на второй раз мне уже хотелось, чтобы с нами занимались.

Им бы организовывали занятия, а мамам - свое. Взрослым уже интересно в чем-то поучаствовать.

Спортивных снарядов нет, занятий нет, более старшим детям занять себя сложнее без сценария.

Щедрость игрушек тоже начала раздражать. Настюха перестала сосредотачиваться на зайке или паровозике, а стала небрежно их пере6ирать, отшвыривать и кидать.

Бесспорным плюсом данного заведения для нас осталось то, что ребенок находится среди новых людей. Даже если он не общается, тот он вращается в разной микробной сфере, набирает иммунитет.

Еще один большой плюс в Дверце - это отсутствие справок. Потому что в сад их надо собирать обязательно, что как понимаете, утомительно.

Мы приедем туда еще. Будем ездить пока дочка, на мой взгляд, не вырастет из нее. Думаю, гораздо раньше указанных 4 лет.

Один раз туда сходить интересно и здорово. А вот потом лезут всякие мысли. Что воспитатели вежливо встречают и провожают возле благотворительной копилки, смотрят, чтобы игрушки с собой не забрали. Игрушки, здорово. Как будто, кому-то девать их было некуда, малыш вырос, вот и отдали сюда. Родители в любом случае столько не накопят, потому что одни игрушки забивают другие (зачем например 3 мишки или 4 паровозика, или больше мягких игрушек, чем полезных развивающих). Вот навела критику, да?

Марина:
Дело в том, что это не детский сад, и не развивающая группа. Это заведение создано, чтоб учить общаться и детей, и родителей (может быть даже родителей больше, чем детей). Инструкторы не говорят детям "нельзя" (кроме трех "нельзя", о которых предупреждают заранее)? Все конфликты стараются разрешить предоставлением альтернатив. Давайте хотя бы воспользуемся возможностью ничего не запрещать (если в собственной квартире это не удается).

Игрушки все хорошие, и очень разнообразные - и развивающие, и спортивные - на все случаи жизни. Все предусмотрено и для кормления ребенка (и родителя), и для туалета, очень чисто, комфортно. Даже удивительно, что фактически "бесплатное" заведение всем этим обладает!

В "Дверце" есть чему поучиться и в общении. Очень интересно послушать, как инструкторы разрешают конфликты между детьми. Как вы, например, будете реагировать, если старший ребенок обижает вашего? Или оба захотели одну и ту же игрушку?

Маша:
Я ни в коем случае не критикую это замечательное заведение, где все на европейском уровне.

Существуют программы, которые позволяют научиться общаться абсолютно незнакомых людей через пару игр. А что происходит здесь? Каждый предоставлен сам себе. Это общение? Это местонахождение друг с другом. Нет сценария, пришел - ушел и все.

В книге отзывов тоже есть много записей: не хватает спорткомплекса для подросших малышей: батута, качелей, трапеции. Игры только с игрушками.

А научиться общаться с Вашим ребенком никто не поможет за несколько часов, тем более молча.

Не думаю, что туда приходят монстры, которые дома только и говорят «нельзя».

Женя:
Нам спортивных снарядов хватило, ведь, в принципе, даже домик становится отличной ареной для прыганья и лазанья (мы с еще одной мамой и четырьмя детками полчаса лазили в окна, двери и вылезали через "стены" - по 1,2,3 человека). Принимающие и так заняты вплотную - "прямыми" обязанностями. Но никто не мешает вам организовывать то, что вы считаете нужным. А общаться в условиях, "максимально приближенных к боевым" (т. е. к родным реальным) можно в ближайшей песочнице.

Аня:
Сегодня были с дочкой (7 мес.) в Зеленой дверце.

Как-то скучновато. Правда, полно игрушек, и ребенок с удовольствием ими занимался, но никого не было нашего возраста, все - большие... Большим, конечно, там интересно: есть чем заняться, и мама рядом. Но дети между собой почти не играют. Может быть, просто так попали, что все собрались между собой незнакомые?

Никто из родителей тоже между собой не общался, все читали журналы. Похоже, многие мамы приходят туда затем, чтобы отдохнуть, заняться своим делом, почитать. Мне трудно судить, возможно, мамы старших детей действительно сильно устают от этой кутерьмы дома, и им необходимо отвлечься. Но лично мне хотелось бы побольше общения.

Таня:
Мне кажется, «Дверца» нужна для обезболивания перехода ребенка с маминых рук в большой мир, а не для развития конкретных умений - общаться и вести себя в обществе. Я была сегодня там, и мой годовалый ребенок полтора часа (!) вел самостоятельный образ жизни, изредка проверяя, не бросила ли его мама. Мысли:

Если бы мама в этот момент оказалась убежавшей в ларек или т.п., никакие игрушки и веселые друзья не заставили бы его отойти от мамы в этом (или другом) месте в следующий раз.

Все ведут себя естественно: не как на занятиях (к вопросу об играх), а как в жизни. Я смирно посидела в углу с книжкой, ни к кому не приставая, а Максим делал каждому новому посетителю отдельную умильную мордочку.

Детям там нравится. Значит, это кому-нибудь нужно?

В центре ранней социализации "Зеленая дверца" учатся общаться и уважать других людей даже груднички.

"Зеленую дверцу" найти легко. Ее можно открыть, как любую другую дверь, и попасть в мир, где обитают маленькие человечки. Здесь они общаются, играют, учатся и живут по законам своего маленького общества. Законы эти почти такие же, как и в нашем большом мире.

Каждому родителю знакома проблема детского сада, когда ребенок, привыкший быть только с мамой, которая всегда защитит и поможет, вдруг оказывается среди чужих людей. Малыш не понимает, зачем мама отдает его незнакомым тетям, почему ему приходится делить игрушки с другими детьми. Он начинает устраивать по утрам скандалы, лупить коллег по саду, а чаще всего — болеть. В "Зеленую дверцу" приносят даже грудничков — чем раньше малыш поймет, что кроме него в мире есть еще люди, и привыкнет к самостоятельности, тем проще ему будет адаптироваться в новой обстановке в дальнейшем.

Центр ранней социализации "Зеленая дверца" появился в Москве в 1995 году. Он устроен по примеру Зеленого (или Открытого) дома французского педиатра и психоаналитика Франсуазы Дольто в Париже (открылся в 1979 году). За двадцать пять лет такие дома появились в Швейцарии, Бельгии, Канаде и других странах. Это маленькие модели общества, в котором дети учатся жить с самого раннего возраста.

Прийти в "Зеленую дверцу" может каждый — вход свободный. Но есть строгие правила: сюда принимают только ребят до 4-х лет с родителями (это очень жесткий закон, о котором всех предупреждают, — так что обижаться потом не стоит). Новых "жителей" встречают принимающие — психологи, педагоги, педиатры, — они не обслуживают и не развлекают (дети и родители сами находят себе занятия), а объясняют правила поведения в центре и, если надо, выслушают ребенка или взрослого, помогут понять друг друга. Жизненное пространство "Зеленой дверцы" поделено на зоны: площадка для шумных игр (катаний на машинках), для тихих (на полках кубики, конструкторы, лото), место для игр с водой (большая ванна с фонтанчиком, в которую дети залезают, надев фартуки и резиновые ботинки). Напротив — подиум для самых маленьких. Отсюда груднички наблюдают за происходящим в зале. Что важно — подиум не позволяет смотреть на них сверху вниз, так что грудничковое достоинство ничуть не умаляется. Во втором зале кухня. Здесь мама сама может погреть ребенку еду и покормить его. Тут есть и посуда, и маленькие столы, и высокие стульчики для малышей.

У каждой мамы или няни, посещающей "Зеленую дверцу", свой метод воспитания: кто-то считает, что говорить ребенку "нет" ни в коем случае нельзя, другие с трудом отпускают от себя малыша, боясь, что он поранится или испугается. Здесь все имеют право на свою точку зрения — и родители, и работники Центра, и дети. И каждый учится понимать и принимать другого таким, какой он есть.


Цели. Задачи. Значение

1. Ранняя социализация детей

Пребывание ребенка с родителями в "Зеленой Дверце", предшествующее поступлению малыша в детские ясли или в детский сад, обеспечивает его безболезненную адаптацию к детскому дошкольному учреждению благодаря постепенному отрыву ребенка от семьи, отрыву, происходящему в том темпе, который необходим данному ребенку. "Зеленая Дверца" создает также благоприятные условия для развития коммуникативных способностей ребенка.

2. Социальная адаптация родителей

"Зеленая Дверца" позволяет родителям почувствовать свою родительскую роль, ибо они присутствуют в Центре именно в этой роли. Они получают возможность использовать время
пребывания в Центре для общения с собственным ребенком и с другими детьми, для наблюдения за отношениями между другими детьми и родителями иобдумывания взаимоотношений со своими детьми и в своей семье в целом. "Зеленая Дверца" помогает преодолеть травмирующую изоляцию молодых матерей, способствует развитию контактов между семьями из различных социальных слоев и национальных культур, интеграции детей-инвалидов и здоровых детей.

3. Профилактика психосоматических заболеваний

Работа "Зеленой Дверцы" направлена на предотвращение детских неврозов, связанных с процессами сепарации и дезадаптации к дошкольному учреждению, а также других психосоматических заболеваний, возникающих на фоне неразрешенных внутри семейных проблем.

Созданная в "Зеленой Дверце" психологическая среда позволяет также стимулировать развитие детей с задержкой речевого,психического, моторного развития, органическими повреждениями центральной нервной системы и другими нарушениями. Здесь помогают детям и их родителям поверить в здоровые силы ребенка, его потенциальные
возможности.

В "Зеленой Дверце" все подчинено развитию личности ребенка: организация внутреннего пространства, правила, соблюдение которых неукоснительно для всех - и детей, и родителей, и персонала, атмосфера общения, которая обеспечивает эмоциональную
защищенность и самостоятельность личности, независимо от возраста и индивидуальных особенностей.

"Зеленая Дверца" не является консультацией, где родители получают от специалистов прямой, вполне определенный ответ на трудные вопросы воспитания, где им советуют, как разрешить сложную семейную ситуацию или откорректировать сложные взаимоотношения с
ребенком. Специалисты лишь помогают родителям лучше понять своих детей и свои проблемы. "Зеленая Дверца" позволяет родителям находить свой собственный ответ на эти вопросы, самим находить способ выхода из семейного тупика.

Подобное разрешение обусловлено уважением сотрудников как к личности ребенка, так и к личности матери и использованием ими такого средства профилактики психических травм, как слово - свободное безопасное слово, освобождающее от внутреннего конфликта, чреватого психической травмой.

"Зеленая Дверца" позволяет семье с большим доверием относиться к себе и к миру, ценить себя, свою семью и человеческое сообщество, в котором им предстоит жить.

Персонал

Детей и родителей в "Зеленой Дверце" принимает междисциплинарная команда специалистов, в которую входят: психологи (возрастные и медицинские), педагоги (дошкольные, дефектологи, социальные педагоги), врачи (педиатры и психотерапевты), физиологи (возрастные), социальные работники. Это именно те специалисты, назначение которых - сохранение психического и физического здоровья детей, их социальная адаптация. Но не просто специалисты, а те, кто прошел подготовку в качестве стажера "Зеленой Дверцы" и освоил особенности работы "принимающего". Особое значение для сотрудников
"Зеленой Дверцы" имеет знакомство с основами детского психоанализа. Все без исключения сотрудники участвуют в еженедельном семинаре по изучению концепции Зеленого дома Ф. Дольто и основ психоанализа.

Каждый день в "Зеленой Дверце" работают три человека, представители различных профессий в области детства, люди разного возраста и, по возможности, разного пола. Эта так называемая команда работает лишь один раз в неделю, уступая место в «Зеленой Дверце» своим коллегам – следующей тройке. Такая организация работы обеспечивает детям и родителям общение с разными специалистами и выбор тех из них, кто более соответствует их характерам.

Подготовка персонала для работы в «Зеленой Дверце» складывается из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает участие в постоянно действующем семинаре "Ранняя социализация: теория и практика». Практическая – участие в тренингах общения, личностного роста, которые позволяют приобрести навыки ведения диалога, эмпатического активного слушания, командной работы и т. п., а также работа, наряду с основным персоналом, с детьми иродителями, посещающими "Зеленую Дверцу". Срок прохождения стажировки – 6 месяцев.

Организация пространства, правила «Зеленая Дверца» - это специально организованная пространственная и психологическая среда.

Пространство "Зеленой Дверцы " представляет собой открытое (для обозрения ребенка) помещение с несколькими функциональными зонами: раздевалка, зона тихих игр, зона шумных игр и катания на колесных игрушках. Здесь же расположена так называемая стенка
сепарации с отверстиями, горкой и лесенками, подиум для «ползунков» - детей еще не умеющих ходить, "столовая" - место, где дети могут съесть то, что для них взяли с собой родители, место для игры с водой, "улица" или дорожка, которая соединяет все эти зоны.

Такая организация пространства структурирует жизнь ребенка. Так, например, стенка, отделяющая от общего пространства горку и лесенки, невольно ассоциируется с запретом, отделением, границей, потребностью найти вход или выход и символизирует для ребенка
те трудности и препятствия, с которыми ему придется столкнуться при
вхождении в мир. Она также означает его будущее расставание с родителями. Это самая серьезная из границ, которая должна положить конец его изначально неразрывной связи с родителями и дат ему возможность выйти в мир самостоятельной личностью.

Выделение специального подиума для самых маленьких не позволяет смотреть на них сверху вниз. Лежащий на подиуме малыш находится со своим старшим товарищем на уровне его глаз.

Игровое оборудование подобрано с учетом целостного процесса развития ребенка: игрушки, обеспечивающие развитие двигательной сферы, сенсорное развитие, интеллектуальное развитие, способность к взаимодействию и т. п., игрушки, позволяющие освободиться от агрессии, снять напряжение (при игре с водой), познавать окружающий мир и его законы. Центр располагает детскими книжками, подобранными при участии методистов Детской республиканской библиотеки, книгами и журналами для детей и их родителей по педагогической, психологической и медицинской тематике и др.

«Зеленая Дверца» - это и место постижения ребенком правил жизни, и они соблюдаются здесь неукоснительно. Они существуют для всех и служат всем. Они обеспечивает детям базовую безопасность. Правило не унижает. Если оно для всех, оно – напротив - гарант равноправия. Четкие правила, позволяющие принять ограничения без стрессов, служат предотвращению неврозов.

Так, ребенок не имеет права пересекать на колесных игрушках границы зоны для подвижных игр. Соблюдая его, он нечаянно не причинит вреда другим. В «Зеленой Дверце» ребенка
предупреждают, что для игр с водой, для которых также выделено определенное место, он должен надевать непромокаемые фартучки. Как известно, вода символизирует материнство, а фартучек в данном случае - преграду, отделяющую тело матери от тела ребенка, что помогает малышу осознать свою отдельность, собственную индивидуальность.

Построение пространства соотносится с приобретением ребенком разговорных навыков. «Зеленая Дверца» - это местослова. Нодля того, чтобы ребенок стал субъектом собственного слова, взрослым необходимо научиться слушать и понимать его язык, причем не только язык его слов, но и язык его тела.

Родители и дети о «Зеленой Дверце»

За десять с лишним лет работы «Зеленой Дверцы» ее посетили тысячи детей и родителей, причем не только жителей близлежащих районов. Малыши часто приходят сюда не только с мамами, но и всей семьей, с папой, с бабушкой или дедушкой. То, что все больше детей
и родителей открывают «Зеленую Дверцу» - безусловное свидетельство того, что такая форма поддержки семьи и профилактики психических, физических и социальных отклонений, нужна людям. Что особенно важно, онанужна детям. Один из них, когда мама предложила ему собираться домой, сказал: «Я не хочу уходить. Это место - для меня».

Из книги записей:

"Наконец-то и наши дети получили естественное внимание взрослых."

"Здесь просто замечательно, можно заниматься всем, чем только пожелаешь. Спасибо за такие умные игрушки, за заботу и комфорт"

"У меня дочка была совсем необщительная, боялась других детей. А здесь получилось все наоборот"

"Мы снова здесь. Сын только и говорит, что о "Зеленой Дверце". Для меня эти поездки - праздник души"

"Мы очень рады, что есть такое место. Детям это необходимо. Было бы здорово, если бы такой центр был в каждом районе"

"Полтора часа дороги к этому "центру детства" стоят того ".

"Огромная просьба ко всем от кого зависит ее исполнение: каждому району (округу) по такой комнате.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: