Тест по обществознанию " семья". Тест «Моя семья Типы семей тест по обществознанию

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ»

А 1. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

    они совместно владеют квартирой

    они живут вместе уже 5 лет

    у них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

    их отношения зарегистрированы в органах ЗАГС

А 2. И семья, и коллектив сотрудников фирмы являются

    этнической общностью

    малой группой

    социальным слоем

    фактором производства

А 3. Что характеризует репродуктивную функцию семьи:

    воспитание детей в традициях семьи

    опека над малолетними и престарелыми

    воспроизводство населения

    создание благоприятного психологического климата в семье

А 4. Верны ли следующие суждения о современной семье в европейских странах?

А. В современном западном обществе преобладает патриархальный тип семьи.

Б. В большинстве европейских стран увеличивается число «свободных брачных союзов».

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А 5. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется:

    общими увлечениями

    высокой социальной активностью

    общностью быта

    общностью языка

А 7.

А 8. Верны ли следующие суждения о роли семьи в жизни человека?

А. Семья оказывает своим членам психологическую поддержку и защиту.

Б. Семья осуществляет первичный социальный контроль.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

В 1. Запишите слова, пропущенные во фрагменте таблицы «социальные институты общества».

Фундаментальные потребности общества

Основные социальные институты

Потребности в безопасности и социальном порядке

Государство и другие политические институты

Потребность в продолжении рода

Институт _______ и_________

В 4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны:

    возложение домашних обязанностей на женщину

    экономическая самостоятельность женщины

    совместное проживание нескольких поколений

    справедливое разделение домашних обязанностей

    экономическая зависимость женщины от мужчины

    принятие решений всеми членами семьи

(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

    фактический характер

    характер оценочных суждений

В 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним.

Определите, какие положения текста носят

    фактический характер

    характер оценочных суждений

    характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

С 6. По мнению учёных, семья наряду с другими функциями, выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

С 7. В ходе социологического опроса 2007 года (Левада – Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты представлены в графическом виде (в %).

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

С 7. Социологи страны Р. в течение 15 лет изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую 1000 зарегистрированных браков:

Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Р. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.

1. Зачем люди создают семьи?

а) для ведения общего хозяйства, воспитания детей и совместного времяпрепровождения

б) чтобы не работать и жить за чужой счет

в) чтобы повысить свой социальный статус

2.Кем приходится муж дочери ее родителям?

а) деверем

в) свекром

3.Родословное дерево

а) гинекологическое

б) гносеологическое

в) генеалогическое

4.Назови право ребенка по Конвенции ООН о правах ребенка

а) мыть посуду

б) участвовать в играх и развлекательных мероприятиях

в) беречь природу

5.Какой семьи не бывает?

а) многопоколенная

б) патриархальная

в) многосложная

6.Рачительный хозяин - это

а) экономный, бережливый человек

б) жадный, скупой человек

в) расточительный человек

7.Найди в списке предмет роскоши

а) холодильник

б) CD - проигрыватель

в) платье

8.Допиши пословицу: Делу..., потехе час.

б) минута

в) секунда

9.Хобби - это

а) герой книги Толкиена "Властелин колец"

б) увлечение человека в свободное время

в) ежедневная обязанность

10.Что относится к семейным ресурсам?

а) заработная плата членов семьи

в) полезные ископаемые

Вариант 1

1. К функциям семьи относится:

1) социализация личности

2. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?

1)экономическая

2) досуговая

3) эмоционально – психологическая

4) социально – статусная

3. Выберите правильное утверждение:

1)в истории общества существовали разные виды семьи

2)семейные отношения нормами права не регулируются

3)современная семья включает всех родственников

4)семейные отношения нормами морали не регулируются

4. Семья с двумя детьми приехала в гости к друзьям в их загородный дом. Дети с шумом и визгом бросились бегать и играть на участке, кое-где помяв цветы. Папа с мамой сделали детям замечание, что в гостях так себя вести неприлично. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?

1) социально-статусную

2) социального контроля

4) экономическую

5. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1)высокой политической активностью

2) общностью быта

3) общими увлечениями

4) профессиональным ростом

6. Верны ли следующие суждения о семье?

А) Семья – это малая группа.

Б) Семья – это социальный институт.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

1) они совместно владеют квартирой

2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет

3) у них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

4) отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС

8.

9.

1) неполная

2) партнерская

3) многопоколенная

4) традиционная

5) нуклеарная

6) патриархальная

10.

Вариант2

«Семья как социальный институт и малая группа».

1. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

1)воспитательную

2)репродуктивную

3)хозяйственную

4)досуговую

2 . Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?

1)экономическая

2)досуговая

3)эмоционально – психологическая

4)социально – статусная

3. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?

1)главенствующее положение отца семейства

2)Возрастание роди женщины в семье

3)Взаимное уважение между супругами

4)активное участие женщин в общественном производстве

4. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется:

1)совместным проживанием как минимум трех поколений

2)справедливым разделением домашних обязанностей

3)экономической зависимостью женщины от мужчины

4)главенствующей ролью мужчины в семье

5. Молодая семья Ф. состоит из жены, мужа и ребенка. Они проживают в провинциальном городе. Какой признак позволит определить семью Ф. как патриархальную?

1) семья владеет небольшой квартирой на окраине города

2) родители мужа подарили семье автомобиль

3) муж и жена в прошлом были однокурсниками

4) муж запретил жене работать, поручив ей заботы о ребенке и домашнем хозяйстве

6 . Отец трудоустроил своего сына, окончившего юридический факультет вуза, на должность юрисконсульта в принадлежащую ему фирму. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?

1) социально-статусную

2) социального контроля

3) эмоционально-психологическую

4) рекреационную

7. В горах Дагестана проживает большая семья. В одном дворе проживают несколько поколений родственников. Старшие члены семьи пользуются заслуженным уважением. В доме существует четкое разделение мужских и женских функций. Когда мужчины обедают за столом, женщины за стол не садятся.

Выберите в приведенном ниже списке признаки семьи, описанной в данном примере, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) неполная

2) партнерская

3) многопоколенная

4) традиционная

5) нуклеарная

6) патриархальная

8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Семья – это – основанная на _________ (1) и/или кровном родстве малая __________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

А) дети Б) брак В) социализация Г) коллектив Д) обязанности

Е) институт Ж) отношения З) группа И) любовь К) уважение.

9. К функциям семьи относится:

1) социализация личности

2) определение минимального размера оплаты труда

3) установление системы школьного образования

4) определение размеров коммунальных платежей

10. Социологи различают семью патриархального (традиционного) и партнёрского (демократического) типов. Укажите три критерия, на основании которых может проводиться сравнение этих типов семей. Конкретизируйте с помощью примера один из критериев.

Ответы к заданиям

    1. 346

3. Определите тип семьи(полная, неполная, 2-х-3-х поколенная)

а. Семейный кодекс

б. Гражданский кодекс

г. Конвенция о правах ребенка

Буратино: «Учиться»,

Гусь: «почему»,

1. Дайте определение понятиям:

Семья –это_________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Поколение – это_____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Семейное хозяйство -это _____________________________________________________ _____________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова

Семья объединяет людей, которые являются кровными_____________ или близкими людьми. Члены семьи ведут общее_______________, живут в одном доме или квартире.

3. Определите тип семьи (полная, неполная, 2-х-3-х поколенная

А) Как называются семьи, в которых живут мать, отец и, ребенок?

Б) Как называется семья, в которой по каким-то причинам отсутствует один из родителей?

В) Как называются семьи, в которых живут мать, отец, ребенок, бабушка, дедушка.

4. Выберете в каких документах закреплены права ребенка.

а. Семейный кодекс

б. Гражданский кодекс

в. Всеобщая декларация прав человека

г. Конвенция о правах ребенка

5. Какие права ребенка нарушены в данном отрывке:

Лиса: «Буратино, ты куда идешь, да еще и с азбукой?»,

Буратино: «Учиться»,

Лиса: «Да разве деревянных берут? Я бы на твоем месте даже не ходила бы в школу, все равно не возьмут».

6. Какие права ребенка нарушены в данном отрывке:

Мачеха: «Скоро бал, золушка, ты должна сшить нам 3 платья за 2 дня »,

Золушка: «Так быстро я не сумею»,

Мачеха: «Сумеешь, те не будешь никуда ходить, сидеть, не вставая и шить нам платья»

7. Какие права ребенка нарушены в данном отрывке:

Лебеди: «Ох, какой ты безобразный, неуклюжий, уходи отсюда»,

Утенок: «Ну что же я поделаю раз я такой?»,

Лебеди: «Вот станешь красивым или таким как все, тогда и приходи».

8. Какие права ребенка нарушены в данном отрывке:

Гусыня: «Уходи отсюда гусь, не умеешь ты нас защищать, по твоей вине вчера чуть не погиб гусенок»,

Гусь: «Я не виноват, я не видел этого коршуна, идите ко мне мои гусятки»,

Гусыня: «нет уж не ходите к нему мои гусятки»,

Гусь: «почему»,

Гусыня: «Не хочу, чтобы они с тобой виделись»

    ведение общего хозяйства

    воспитание детей

    работа в одной фирме (Укажи номер лишний в этом перечне)

2. Верно ли, что в Конституции России записано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства 1)верно 2) неверно

3 .Что из названного является важной характеристикой семьи? А) совместный труд

Б) общение

В) воспитание детей

Г) всё названное

4 .Что из перечисленного можно отнести к источникам экономии в домашнем хозяйстве?

    Планирование расходов

    Скупость, мелочность

    Расточительность

Средства, которые используют для ведения хозяйства, называются ___________ семьи.

6 .Верны ли суждения о рачительном хозяине?

7 .Прочитай текст и вставь вместо пропусков слова, подходящие по смыслу:

Семья образуется тогда, когда мужчина и ___1______ вступают в _2_____. Основой такой семьи является чувства ____3____, желание жить вместе и воспитывать __4______. В России приняты специальные законы, которые гарантируют семье помощь со стороны __5___________.

1. Что из названного отличает семью от другого коллектива?

1. ведение общего хозяйства

2. воспитание детей

3. работа в одной фирме (Укажи номер лишний в этом перечне)

2. Верно ли, что в Конституции России записано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства 1)верно 2) неверно

3.Что из названного является важной характеристикой семьи? А) совместный труд

Б) общение

В) воспитание детей

Г) всё названное

4.Что из перечисленного можно отнести к источникам экономии в домашнем хозяйстве?

1. Планирование расходов

2. Скупость, мелочность

3. Расточительность

5.Прочитайте предложение и вставьте пропущенное слово.

Средства, которые используют для ведения хозяйства, называются ___________ семьи.

6.Верны ли суждения о рачительном хозяине?

А. Рачительный хозяин всегда соизмеряет свои желания с возможностями своей семьи.

Б. Хозяин в доме сам принимает решения, не советуясь с другими членами семьи

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения

7.Прочитай текст и вставь вместо пропусков слова, подходящие по смыслу:

Семья образуется тогда, когда мужчина и ___1______ вступают в _2_____. Основой такой семьи является чувства ____3____, желание жить вместе и воспитывать __4______. В России приняты специальные законы, которые гарантируют семье помощь со стороны __5___________.

А) дети Б) любовь В) женщина Г) государство д) брак

Этот тест поможет определить психологическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для него члена семьи, определить внутрисемейные контакты.

Приготовьте: альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

Инструкции

Предложите ребенку нарисовать свою семью. Во время рисования больше ничего не подсказывайте ребенку . Обратите внимание на то, кого ребенок нарисовал в первую очередь - этот человек наиболее любим ребенком.

Когда рисунок будет готов , спросите: «Кого ты нарисовал?». «Почему не нарисовал… (например, папу)?». «Кто здесь самый счастливый? Почему?». «Кто самый несчастный? Почему?».

Обработка теста

По данному рисунку семьи можно судить об отношениях в семье. Конечно, этот тест не может отразить всю картину в целом, но кое-что из рисунка можно почерпнуть.

1. Анализ структуры рисунка

Нарисованный состав семьи соответствует реальному - у ребенка правильно сформировано понятие «Моя семья».

Если ребенок кого-то не нарисовал или нарисовал очень далеко от себя - конфликт с этим человеком, отчужденность, неудовлетворенность общением с ним.

Нарисовал других детей или взрослых, не живущих с ребенком - ребенку не хватает общения с этими людьми.

Нарисовал зверей - есть отвержение ребенка в семье и недостаток общения с людьми.

Если на рисунке нет самого ребенка - плохое отношение к ребенку со стороны семьи.

Нарисовал только себя - нет чувства общности (не ездят никуда вместе, каждый по отдельности). Если к тому же прорисовано много деталей - эгоцентризм.

2. Расположение членов семьи

Все члены семьи соединены руками, взялись за руки - психологическое благополучие.

Если объединены реальной общей деятельностью - показатель сплоченности семьи.

Заняты выдуманной деятельностью - психологическое неблагополучие (редко бываем вместе).

Члены семьи на большом расстоянии от ребенка - отчужденность, боязнь, негативные отношения.

Группировка по интересам (родители заняты одним делом, ребенок - другим) - разобщенность (у родителей свои проблемы, у ребенка - свои, «не суй нос не в свое дело»).

Кого ребенок нарисовал рядом с собой - тот эмоциональнее ближе к ребенку.

Ребенок в первую очередь рисует самого значимого для себя человека, в последнюю - менее значимого.

Папа нарисован отдельно, но тщательно прорисован - часто отсутствует.

Если вокруг семьи рамка (все в здании) - изолированность от внешнего мира.

Небрежное изображение всех членов семьи, разделение их перегородками, изображение людей со спины или отвернутыми друг от друга - нарушение эмоциональных контактов.

3. Анализ особенностей нарисованных фигур

Нарисованы все детали тела - норма. Мама без рта - «не кричи», глаз нет - «не хочу постоянного надзора», папа без рук - «не бей меня», не нарисовал лицо - «ты мне не симпатичен».

Пропуск деталей на голове или лице - враждебность, боязнь, скрытность недоверие к этому человеку. Прорисованы кисти рук - очень хорошие внутрисемейные отношения, нет кистей рук - нет содержательного общения с окружающими людьми.

Огромные уши - хвалите меня.

Декорирование (детали одежды, наряды тщательно прорисованы) у того, кого ребенок больше любит.

Если ребенок сам себя тщательно прорисовывает - высокая потребность во внимании, демонстративность, склонность к истерикам.

Схематичное изображение людей - отсутствие у ребенка эмоциональности.

Величина фигур - главный член семьи - самый большой, но необязательно самый любимый.

Если ребенок нарисован самым большим - эгоцентризм. Большой родитель и очень маленький ребенок - родитель очень строгий, ребенок не уверен в себе. Если все одного роста - все в семье партнеры.

Руки вверх - враждебность к окружающим.

Ребенок нарисован без рук - чувство бессилия, безропотности.

Каждый член семьи нарисован одинаково - все безлики, отштампованы.

Разные лица у членов семьи - индивидуальность.

Если ребенок рисует себя похожим на маму или папу - хочет быть на нее или него похож.

Используемые цвета - светлые, сочные тона - радость, любит этого человека.

Черный, серый, коричневый цвет - неблагоприятное отношение к этому человеку.


4. Анализ процесса рисования

Нарисовал себя в последнюю очередь - низкая самооценка.

Много стираний ластиком - признак тревожности, недовольства этим человеком.

Мелкие размеры рисунка, штриховка - неблагоприятное физическое состояние,
напряженность, скованность.

Большие размеры, яркие цвета - хорошее расположение духа, раскованность, отсутствие
напряженности и утомления.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: