Описание родительского сада в рассказе яблочный спас. Урок-исследование по рассказу Е.И. Носова "Яблочный спасс". Народные приметы на Яблочный Спас

Цели урока:

  • обучать учащихся анализу произведений в единстве формы и содержания
  • развивать навыки исследовательской работы, умение вести диалог, строить рассуждение, умело аргументировать его
  • развивать литературоведческие знания учащихся
  • заинтересовать учащихся чтением произведений Е.Носова
  • воспитывать у ребят чувство уважения к людям старшего поколения, к участникам Великой Отечественной войны

І. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Это урок – исследование, результат вашей многодневной работы. Тема урока “Мужество выживать и оставаться людьми” (по рассказу Е.Носова “Яблочный Спас”)

(Слайд №1)

Урок завершающий. Вами проведена большая предварительная работа: все учащиеся прочитали несколько рассказов этого писателя, анализировали эпизоды в единстве формы и содержания, изучали исторический материал.

Сегодня же вам предстоит показать филологический анализ рассказа “Яблочный Спас”. Это очень трудный вид работы. Сложность и в том, что творческие группы должны были разработать слайды, подтверждающие наглядно ваши исследования. В работе принимали участие все ученики класса, но отчитываться будет один представитель творческой группы. Остальные же ученики в конце урока составят небольшую рецензию на выступление своих товарищей.

II. Несколько слов об авторе. Сообщение учащихся (Слайд №2)

– Чтобы выполнить свою основную задачу, донести до читателя главную мысль, автор отбирает картины, выстраивает материал в определенной последовательности, то есть производит монтаж своего произведения. Композиция направляет восприятие читателя и как бы предлагает ему ключи к пониманию произведения.

– Рассмотрим композиционное построение рассказа Е.Носова “Яблочный Спас”.

III. Исследовательские работы учащихся

Сообщение учащихся 1 группы (Слайд №3)

В основе рассказа “Яблочный Спас” лежит, на первый взгляд, случай, как повествователь, проезжая по сельцу “Малые Ухнали”, купил в Спасов день ведерко яблок и познакомился с главной героиней Евдокией Лукьяновной. В рассказе заключено еще два рассказа.

Первый рассказ. Повествование о порушенной деревне и судьбе героини. Завязка рассказа – разрушенный мост через реку. Развитие действия – судьба Лукьяновны: приезд Серафимы, продажа дома, пожар, смерть дочери. Развязка – полное одиночество героини.

Второй рассказ. Прошлое бабы Пули. В части дома, где негде ноги поставить, все аккуратно прибрано, военная фотография на стене, которую хозяйка уже не видит. Это завязка рассказа. Казань. Фронт. Ранение. Оснащение армий наших и немцев. Драматическая история женщины-снайпера. Это развитие действия. Развязка – полное одиночество героини.

– Следующим этапом нашего урока будет работа над портретной характеристикой главной героини, так как портрет дает нам возможность представить, увидеть изображаемого человека и служит средством авторского отношения к нему.

– На какие детали внешности героини обращает внимание автор?

Сообщение учащихся 2 группы (Слайд №4)

“…маленькая щупленькая бабулька… серый прорезиненный плащик. Насунутый серый козий платок застилал ее лицо, оставляя видными лишь кончик острого носа и жесткий, будто из пемзы, серый подбородок. Всей этой серостью, угловатостью и отрешенной недвижностью она напоминала мне болотную птицу выпь, терпеливо поджидавшую свою случайную поживу”. Дома казенного вида в сером халатике стала похожа не на выпь, а на серенькую птаху. “Измятое временем лицо” степлилось “слабой улыбкой”. “По ее изрытому лбу пролегла поперечина, обремененная раздумьем”. “Под откинутой прядью я с содроганием увидел багровые ломотья уха”. Багровый цвет ломотьев уха приводит повествователя в содрогание. Не он ли начало серости, нищенского вида женщины?

Обращаем внимание на детали, на которых печать серого цвета. Перед нами существо, обескровленное жизнью, потерявшее силу.

“Глаза – зеркало души”. Но душа не может быть выражена через глаза, потому что это лишь “красноватые прищёлки, заполненные влагой”.

Не можем не обратить внимание на руки героини. Дрожащая от тика ладошка. “Показала два скрюченных пальца”. “Ее правая кисть мелко подрагивала, и она бережно, как ушибленную, оглаживала ее левой ладонью”.

“Она останавливалась, часто дыша, хватая воздух распахнутым ртом”. “Поскондыбала на ту сторону”. Говорила “задышливо”. Все эти описания заставляют читателя чувствовать пронзительную боль за потерявшего естественное очертание человека.

– Итак, рассмотрев портрет Евдокии Лукьяновны, мы ясно представили героиню, в этом помогли нам характерные детали ее внешности, повторы, которые использует автор, цветовые прилагательные. Свое сочувствие к героине автор передал и читателю.

– Теперь с помощью диалогов попытаемся выявить характер бабы Пули, больше узнать о ее жизни.

Сообщение учащихся 3 группы (Слайд №5)

Диалог – важнейшее художественное средство выявления характера героини. Он обретает динамичную форму ответов на вопросы повествователя, часто переходит в монолог героини о том, что не теряет остроты с годами и долго живет в памяти.

Ежедневный воинский подвиг до сих пор не осознан ею – считается делом обыденным и очень незначительным. Рассказывает Лукьяновна без всякого пафоса о тяжёлых фронтовых буднях, о ежедневной работе снайпера, о страшном ранении. Вот примеры скупых слов героини:

– Это меня ихний снайпер. Не стала слышать. Звоны в голове…

– И что же ты высматривала?

А все, что шевелится. Но больше огневые точки, анбразуры. Попала… Радоваться б удаче… Муторно на душе, липко как-то. Ешь – кусок рот не дерет, от людей воротит… Наверно, бабу нельзя этому обучать. Ее нутро не принимает, чтой-то в ней обламывается… Иная, может, потом отойдет, а у которой душа так и останется комком… Меня всю пронимает какой-то колотун. Трясет до самых пяток, будто озябла я. Не своими пальцами кручу махорку, курю в рукав, покамест колотье не уймется.

Лежишь в болоте, от комарья продыху нет. Под носом у немца чесаться, отмахиваться не станешь, лежи, терпи, иначе засекут – подстрелят. Или минами закидают… Вернешься из потайки – морда, что бычий пузырь, налитая, собственной кровью измазанная… А назавтра чуть свет – опять в наряд…

– А много ли у тебя медалей?

– Да вот Симка – главная моя медаль. А на другие вроде бы посылали, да что-то не дошли. Все зависит от начальства: как ты с ним увязана, такие твои и зарубки, такие и медали.

Итак, льется образная крестьянская речь, передающая предел человеческого напряжения в муках, страданиях при выполнении долга в борьбе с врагом, превосходящим сытостью, оснащением.

Героизм Лукьяновны – не разовое свершение яркого и значительного подвига, а самопожертвование каждодневное, героизм, которого она так и не осознала… “Что было, то было ”, – просто скажет она. В этом, вероятно, ее удивительная сила, сила русской души и фундамент Победы. А сознание того, что враг превосходил в силе, рождало еще большую отвагу сопротивления, которое было в этой молоденькой девушке.

На вопрос повествователя, почему она не дошла до Германии, идет насыщенная монологическая речь, застенчивая, будто извинительная: “Не сдюжила я… Дошла токмо до Литвы не то до Латвии. Помню городок, где стояли. Я, стало быть, Лукьяновна, а город – Лукияны. Через то и запомнила”.

– В чем же не “сдюжила” Евдокия Лукьяновна? Что помешало ей?

Рассмотрим поступки главной героини. Именно по ним судят о человеке.

Сообщение учащихся 4 группы (Слайд №6)

Первый осознанный поступок во спасение девичьей чести. “Девке трудно сохраниться на войне. Всяк вокруг тебя трется. Дак и я была молодая, тоже хотелось верить... Отмахивалась, отмахивалась да и выбрала себе охранщика, чтоб хоть остальные б не липли…”

Этот ее вынужденный, но выбор повлек за собою другой поступок, который не успела осознать – он вывел ее из нормального физического состояния: “не сдюжила”, “сердце спотыкнулось”.

Два солдата и сержант Феликс просят ее “достать” из винтовки немца, застрявшего на середине болота. Она смотрит на него в бинокль. “Гляжу: весь заляпан ряской, должно, пулями напорскало. Сперва показалось, будто тина на голове, а это бинты позеленелые. Грязная тряпка застила ему один глаз, другой выжидаючи уставился на меня… Такой это был страшный зрак из глубины черепа! А что я ему могу дать окромя пули! Губами шевелит… А губы вровень с водой, и слов у него не получается, а вылупляются одни токмо пузыри. … И тут меня вымутило. Видно, подошел мой край; вот как по этим черепам настрелялась! Бросила бинокль, зажала рот и кинулась в кусты… Что было – ничего не помню. Речь ее очень эмоциональна, будто говорит она о только что прошедших событиях. Лексика характеризует душевное потрясение, не выдержала “страшного взгляда” гибнущего и без того обреченного на смерть. Ее эмоциональная речь свидетельствует о том, что эхо войны досих пор раздается в ее душе нестихающей болью.

Ее охранщика разнесло бомбой, а снайперку, уже вдову и будущую мать, отправляют на самовыживание в родную деревню.

Вот и все, что взамен опаленной души и сломанной судьбы получила Евдокия Лукьяновна.

Лукьяновна – дитя XX века, века кровавых катаклизмов, где жизнь человека потеряла ценность. Менялись идеологические эпохи, в кровавых схватках шли истребительные войны. Деревня, разрушенная насильственной коллективизацией, добита окончательно войной и послевоенными экспериментами над ней власти.

– Так что же ждало героиню рассказа на родине, в своем родном селе?

Сообщение учащихся 5 группы (Слайд №7)

Село Малые Ухнали тоже в разорении. Эхо трагических перемен и война меняли ее былой вид и внутреннее содержание. Деревня так же брошена властью на самовыживание, как и Лукьяновна. О том и ее рассказ, как сгорел дом, потому что пожарная машина шла объездом, потому что вместо моста через реку повесили “люльку”, по которой опасно ходить.

Надежды на будущее у ветерана нет. Дом поправить нельзя: “капиталу” нет, “пенсия с гулькин носок”, власть помочь не может, потому что “в Ухналях нетути никакой власти”. Надломленная с юности, она с великим терпением и кротостью переносит новые и новые удары судьбы, по доброте и необходимости лишаясь родительского наследия: дома, яблоней, которые пошли на дрова. “…А ни угля, ни дров… Обещали, обещали…”

Не удалось ей стать поваром, получить образование. Стала инвалидом, пришла к ней ранняя старость и горькое одиночество. Не было и романтики в любви.

(Слайд №8)

Тяжкие дороги войны Лукьяновны связаны с картинами природы, несущими страх, беды, смерть. Вот как она вспоминает эти чужие места: “Места там глухие, безлюдные болота. Вода торфяная, в пузырях, все что-то булькает, чавкает, вздыхает. По кочкам курослепы в человеческий рост, камыши наравне с ольхами, сизый мох бородами на стволах висит. Дерева душит…Ступить некуда”. Вокруг воронье каркает. Трупы повсплывали. Смердят. От вони с души воротит.

Удивительно зоркое наблюдение, снайперское. Все таинственное и живое, угрожающее встает перед его взором. Все глаголы употреблены в настоящем времени. Формы и звуки зловещие, запах смердящий будто и сейчас захватывает ее воображение, ужас не отпускает и за давностью лет. Одинокие маршруты, выполняя задания, она ежедневно совершает в обнимку со смертью. Такой багаж памяти не мог ей приносить радости. Как и вся ее неустроенная жизнь

Е.И.Носов создал образ молоденькой Дуси, верной воинскому долгу, свершавшей повседневный подвиг в голоде, в грязи, в крови.

– Мы видим, как вживается ее душа во все, что заложено временем XX века. Терпеливо и беззлобно “малым живет ее душа”. Но “птаха” эта “подстреленная” носит в себе ощущение, как “обламывается душа”, как осталась она “комком”. Ослепшая, оглохшая, превратившаяся в “плащ на кривулистых ходулях”, лишенная имени, а без имени нет человека.

– Рассмотрим, как речь Лукьяновны отражает историю ее жизни.

Сообщение учащихся 7 группы (Слайд №9)

Повествование ведется от имени рассказчика – автора и его героини бабы Пули, Лукьяновны.

Речь бабы Пули отражает разговорно-народную стихию разных эпох: дореволюционно – русскую, военную, советскую. Она родом со старой Руси, потому в углу ее “каморы”, “за лампадкой, темная иконка Смоленской Одигитрии”. Православная культура наложила свой отпечаток на речь. “На свечку дашь, дак и на том – спаси тя Господь”. “Господи Иисусе…– перекрестилась она. “Душа малостью живет. У нее своя пища”. “Я тя умою, голубь”. Ее речь насыщена метафорами, сравнениями крестьянского обихода, что органично живут в ней: “Ну дак совсем сыроежки зеленые”. “Это у меня в голове пташки чирикают”

В каждой ее короткой фразе образная картина, слово наполнено глубоким содержанием. На ее речи отразилась и военная эпоха. Лексика войны вошла в оборот. Но душой не принята. Искажение слов вызывает к ней сочувствие. На таком положении и новые слова эпохи: “анбразуры”, “струмент”, “хвершал”, “булгактер”.

Не ее это стихия, в новом времени она человек чужой, одинокий, забытый, лишенный общения с людьми.

Звучат в ее речи старорусские слова, разговорные, просторечные, диалектные, соответствующие ее образу мышления и среде ее обитания. “А ить был же тут мосток, ан весь разворовали”. “Дошла токмо до Литвы”.

Такое смешение лексических пластов отражает историю жизни Лукьяновны и местный колорит населения, его речи.

(Слайд №10)

– Повествование ведется не только от имени бабы Пули, но и от имени автора. Он предстает перед читателем по тому, как он относится к своей героине, к прошлому и настоящему, к природе и человеку. Его видение особое, с высоты прозрения он все фиксирует всевидящим оком. Его выбор самой “серенькой бабульки”, с самыми невзрачными яблоками – не что иное, как прозрение и милосердие к “маленькому человеку”.

Сообщение учащихся 8 группы (Слайд №11, 1 часть)

Автор в Малых Ухналях не случайный проезжий. Он знает прошлое села, в котором до 1917 года промышляли “подковным ремеслом”. Позднее власть превратила сельский храм в свалку “бумажных кулей с химикатами, мела и гашеной извести”, “храмец – обезглавленный, с порослью березок на карнизе, весь в цементных помазках и пластырях”. Истребление православной культуры, как и осквернение Храма, вызывали в душе автора неугасающую боль многие годы.

Но сейчас у повествователя восторженное настроение. Оно передается читателю через пейзаж:

“Утро клубилось молодыми августовскими туманами, еще легкими, не виснущими на кустах и травах, а кисейно парящими поверх изб и свежих сенных стогов, полня собой все остальное небесное пространство, уже степленное незримым солнцем, отчего казалось, будто перезвоны какого-то большого празднества сами по себе зарождались в мглистом таинстве встающего погожего дня. Под этот благовест, то отдаленный, то приглушенный туманом, то явственный, со всеми подробностями ликующих подголосков, было мне ново, необычно радостно колесить в моей старенькой “Ниве”.

“Из садов, уже созревших, обремененных плодами, вдруг опахнет волнами теплого яблочного ветра, ты неудержимо вдохнешь этот скопившийся за ночь пьянящий аромат с примесью душицы, полынки и еще чего-то волнующего и родного, потянешь в себя со всей жадностью, насколько позволят пуговицы на рубахе”. (Учащийся на фоне музыки читает отрывок наизусть)

Это возрождение утра, возрождение Христовой веры, возрождение души автора. Это естественное августовское преображение всего: из трав – сена, из птенцов – грачат, из жеребят – табунков, из цветов – яблок – было гармонией, итогом извечных свершений природы и человека.

“Грех было не догадаться, что в Малых Ухналях, как и во всей Святой Руси, начался Яблочный Спас”.

Общую гармонию со Спасом в Малых Ухналях явило собою богослужение в Храме. Это первые шаги возрождения Христовой церкви.

В душе героя все это отражается радостью, таинственным чувством обновления.

– В связи с чем изменилось его психологическое состояние?

Сообщение учащихся 9 группы (Слайд №11, 2часть)

“В предчувствии близкой осени скудно, устало доцветали оранжевые коготки, уже начавшие жухнуть и осыпаться блеклыми семенами. Меж коготков поднимались несколько кленовых прутиков, посаженных Лукьяновной, хоть бы чем-то сокрыть уродство ее жилья”.

Рассказ ее о фронтовых буднях привел его в смущение: “Смутился я таким поворотом нашей беседы”. Его психологическое состояние становится явно драматическим. Заросшая тропа к “каморе” героини изгоняет вовсе внутренний восторг автора, наводит щемящую тоску и на читателя. “ Шел я вниз и оглядывался: что-то не давало, мешало ровному ходу”…

Очевидно, это не только чувство сострадания, но и горечь собственного бессилия.

Итак, повествователь испытывает два прямо противоположных чувства. Сначала – радость, ликующий восторг до ощущения молодости, потом – сочувствие, смущение, бессилие.

– Прочитайте описание полёта нежной бабочки, пленившей автора по пути к дому героини. В чём смысл этого художественного образа? (Слайд №12)

Примерные ответы учащихся. Дополнение учителя.

“Над темной кофейной водой ломко промелькивала лимонно-желтая бабочка, невесть откуда и куда летевшая и невольно заставлявшая переживать, что не долетит при этом своем робком и неумелом полете или вот-вот схватит ее затаившийся под лозами большеротый голавль”.

На обратном пути будто ждала она его. “Опять мелькала ярко-желтая бабочка – наверняка уже другая, но мне казалось, будто она все еще та, утренняя, потерявшая что-то в поречнях ивняка…

Или она сама чья-то потерявшаяся душа?..”

Эта бабочка напоминает жизнь Лукьяновны, которая терпит постоянные страдания. Через страдания очищается ее душа.

Е.И.Носов создал образ женщины, сохранившей в себе нравственные ценности православия. Скромность, смирение, терпение – главные качества ее характера.

Лукьяновна находится среди людей разобщенных, утративших Христово милосердие. Но она сумела мужественно перенести все страдания, сумела выжить и остаться человеком.

– Какова же основная идея рассказа?

– Почему рассказ называется “Яблочный Спас”?

(Слайд №13)

Автор верит в преображение Святой Руси, потому что уже возрождаются нравственные ценности православия, возрождается Христова Вера, восстанавливается хозяйство страны. А если возродится Россия, возродятся и люди, ее населяющие.

Закончить основную часть урока мне хочется словами из Евангелия: “Да любите друг друга, как я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы мои ученики”.

19 августа православные отмечают Яблочный Спас.

Август. Время урожая,
И осень радует дарами нас,
И христианский праздник отмечая,
Про яблочный, Господь напомнил спас.

Он возник в 4 веке
И, под яблок вкусных хруст,
Нам о Боге-Человеке
Слово молвил Златоуст.

И сказал он, что Спаситель,
Чтобы сбросить со всех тень,
Ученикам открыл:
Страдать Ему, и быть убитым,
Потом воскреснуть в третий день.

И трёх апостолов возвёл
На склон горы святой Фавор
Пред ними лик Его преобразился,
Как-будто солнцем осветился.

И стали белыми одежды,
И, оставляя всем надежды,
Он в светло облако взошёл
И в не земной мир отошёл,

И тут услышали пророки,
Как раздался Божий глас,
Чтобы люди в эти сроки
Чтили яблочный все Спас,

Ну, а добрые пророки,
Долго помнили уроки,
И Илья и Моисей...
Просвещали чтоб людей.
Яблочный Спас (Преображение христ.) - народный праздник у восточных славян, известный с древнерусских времен.

Спас отмечается церковью с IV века 19 августа, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения. Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам. Если верить Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы праздник не совпадал Великим постом.

Яблочный Спас, согласно Православному календарю, приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и другие фрукты, которые были освещены во время праздничной литургии.
Из трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового, этот считается самым главным.
По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее.
Многие страны считают яблоко чудодейственным плодом. Существовали гадания на яблочной кожуре, для определения имени суженого. А от французского названия яблока – pomme, произошло теперь всем известное слово «помада».

Обряд освещения плодов в Яблочный Спас не сводился только к окроплению яблок, в этот день освещали также и остальные фрукты, согласно этой традиции, все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.

Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся магическими и если съесть в этот день плод, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется.
До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.
В день Яблочного Спаса и сегодня пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес.
Существовала вера, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, - нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Яблочного Спаса.

с праздником Вас!

Яблочный спас

Православная церковь празднует 19 августа Преображение Господне, этот праздник известен также под названием Яблочный Спас.

Праздник Преображение Господне связан с удивительным событием в жизни Иисуса Христа. Господь возвел учеников-апостолов на гору Фавор, где во время молитвы преобразился. Лицо его просияло, а одежды стали белыми как снег. Небо покрылось светом, на Христа сошло облако, и из него все услышали голос Бога-отца: «Сей есть сын мой возлюбленный. На него есть мое благословение. Его слушайтесь». После этого Иисус Христос принял свой прежний облик. Пропели колокола на звоннице, возвещая миру радость. В этот праздник люди приносят Богу благодарность за все труды, которые он помог завершить. Цвет богослужебных одежд в этот праздник - белый, символизирующий Божественный свет.

Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих. Преображение - это праздник нового урожая. Именно на Преображение на Руси было принято освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. Считается также, что с Яблочным Спасом приходят предвестники осени. Потому-то в старину и существовал обычай - гулять в поле, провожать песнями закат первого осеннего солнца.

Люди верили в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. На праздник все угощали друг друга тем, что выросло в саду. Яблок у нас обычно много, поэтому и назвали Спас Яблочным. К этому времени яблочки наливались силой и становились очень полезными. Об их целебных качествах известно издавна. При сильной головной боли советовали каждый час съедать по яблоку (они выводят холестерин). А кто грызет их ежедневно, не знает проблем с пищеварением. Сок яблок очищает организм, а пектины помогают выводить все ненужные вещества — так говорят уже современные специалисты.

«Спасовка - лакомка»

В августе православные отмечают три праздника, посвященных Спасителю, Иисусу Христу - три спаса:

В день первого Спаса крестьяне несли в церковь «святить» венки, сплетенные из колосьев, туго наполненных новых зерном, мед в сотах. Первый Спас так и называется - медовый. К этому времени поспевает в основном все, что посеяно в поле, на огороде, на бахче, в саду и в лесу. И даже на пасеке пчелы наполняют свои соты медом «под завязку».

В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять; Две-три недели мелькали на хлебной ниве женские косынки: мать жала серпом, а дочь вязали снопы и укладывали их в крестцы. Мужики махали тяжелыми «крюками» - косами, приспособленными к косьбе высоких хлебов….

Управившись с жатвой, крестьянин спешил приготовить лукошко и семена - наступала пора посева озимых. В сельских кузницах стоял звон - мужики ладили сохи и плужки к пахоте. В большой крестьянской избе всем находилось дело. «Август — каторга», говорится в пословице. Соблюдалась традиция устраивать так называемые «сиротские и вдовьи помочи», когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились «за угощение», а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов:

Ты — за себя, мы — за тебя,

а Христов Спас — за всех за нас!

Назывался первый Спас еще и медовым, и вот почему. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. А вечером обступала пасеку толпа ребят и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Приходили они получить свою «ребячью долю», зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: «Первый Спас — лакомка»

Дай, Господи, хозяину многие лета,

Многие лета — долгие годы!

Дай долго жить, Спаса не гневить,

Спаса не гневить, Божьих пчел водить,

Божьих пчел водить, ярый воск топить —

Богу на свечку, хозяину на прибыль,

Дому на приращение,

Малым детушкам на угощение!

Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,

Отца-мать кормить, малых детушек растить,

Уму-разуму учить!

Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой

Сладко есть, сладко пить,

А и того слаще на белом свете жить!

Дай, Господи, хозяину многие лета!

Второй спас - яблочный. Он совпадает с праздником Преображения Господня. С яблочным Спасом связано множество поговорок и примет, отражающих смену хозяйственных забот и погоды. Говорили: «Со Спаса Преображения погода преображается». Своеобразен обычай празднования второго Спаса. До этого дня крестьяне не ели никаких плодов, тем более яблок. Это считалось великим грехом. На обеденном столе главенствовали овощи. А яблоком полакомиться не позволяли даже детям. И будущим матерям не разрешалось до Спаса отведать яблока. Нарушительницу ждало суровое наказание на том свете - она и ее дети лишались яблока из райского сада. Дело в том, что яблоко считалось греховным плодом. Ведь змей-искуситель именно яблоком вверг во грех нашу прародительницу Еву. Первые яблоки надо было непременно освятить в церкви во время утреннего богослужения в День Преображения. В этот день к церквям в селах и городах яблоки подвозили возами. Возле церковных оград возникали яблочные базары. Священники выходили и кропили святой водой яблоки прямо в возах.

Преображение Господне,

В народе Спасом яблочным зовут.

И праздник этот прославляя,

Плоды созревшие, все в храм несут.

Сей праздник к мудрости, нас призывает,

И зрелыми нам быть велит.

Плоды из семени произрастают,

Созревший плод, всех насладит…

Христос, собрав учеников,

Себя в свет Божий обращает.

Спасёт всех свет и чистота,

Ученикам он предвещает.

Пусть знают люди на земле,

К чему они должны стремиться.

И очищая суть свою,

Всяк, мог бы светом насладиться.

Как много людям надо,

В себе ещё познать.

Чтоб зрелыми стать в духе,

И чтобы светом стать.

Спасенье в зрелости людской,

В духовной чистоте прозренье.

Спас яблочный нам говорит,

Спасёт людей преображенье.

ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА ЯБЛОК

Еще Гиппократ отмечал целебные качества яблок и рекомендовал их при лечении кишечных заболеваний, хворей сердца и почек. По мнению современных специалистов, яблоки действительно обладают чудесными свойствами:

Они удаляют из организма избыточные соль и воду, чем способствуют снижению кровяного давления, поэтому людям с высоким давлением очень полезно каждое утро съедать кисло-сладкое яблоко;

Два сочных яблока ежедневно могут предупредить атеросклероз и инфаркт, ибо пектин, содержащийся в яблоках, снижает уровень холестерина в крови;

Когда вы почувствуете, что вам грозит мигрень, надо тут же съесть яблоко — приступ будет смягчен;

Яблоко на ночь способствует спокойному сну;

Яблоко перед обедом помогает очищению кишечника, при частых запорах следует трижды в день перед едой выпивать стакан несладкого яблочного сока;

Благодаря высокому содержанию минеральных солей яблоки (сырые и вареные) благоприятны при ревматизме, болезнях печени и почек, при кожных заболеваниях;

Если после обильного ужина на следующее утро вы встаете с головной болью и тяжестью в желудке, съешьте несколько кисло-сладких яблок, это принесет облегчение;

Твердое яблоко, съеденное после еды, способствует очищению зубов от остатков пищи.

Считается, что именно к третьему Спасу поспевают орехи. С этого дня их можно и нужно есть. В отличие от яблок и меда, орехи в церкви освящать не принято.

Третий Спас в старину называли еще «хлебным», потому что накануне отмечается Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывается окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги и хлеб из муки нового урожая. В старину в народе ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».

К Ореховому Спасу заканчивается Успенский пост. Несмотря на его строгость, Успенский пост считается среди православных верующих самым приятным и легким. Ведь в это время года поспевает огромное количество фруктов и овощей. В народе даже сложилась поговорка: «Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка». «Спасовка» - это название Успенского поста. Он соблюдается с 14 по 29 августа. Лакомкой этот пост называли еще потому, что он связан с тремя радостными праздниками - Спасами. Первый - Медовый. Он приходится на начало поста, Второй - Яблочный - отмечается в середине и третий - Ореховый Спас - в конце поста.

Раньше на Ореховый Спас во многих городах устраивали ярмарки. Считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной. В старину говорили - «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса». На третий Спас - последний отлет ласточек. Также существовала примета - «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно».

На Ореховый Спас принято готовить различные блюда с добавлением орехов, и угощать ими всех родных и близких. В этот день можно порадовать и удивить своих знакомых традиционным для Орехового Спаса «ореховым меню»! Это не только вкусно, но еще и очень полезно. Ведь орехи богаты витаминами и широко используются всеми народами.

Интересная и полезная информация о яблочном спасе для детей и взрослых. Яблочный спас: традиции, обряды и приметы.

В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и в третий день воскреснуть. Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор близ города Назарета и преобразился пред ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды же сделались ослепительно белыми, как свет. Преображение Господне сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Изумление апостолов достигло предела, когда гору и всех, кто на ней находился, осенило светлое облако и из него раздался глас Бога Отца, свидетельствовавший о Божестве Христа: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его и слушайте " (Мф. 17; 5). Ученики в испуге упали на землю, закрыв свои лица. Иисус же подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь ". Поднявшись на ноги и открыв глаза, апостолы никого, кроме Иисуса Христа, не увидели. Когда они сходили с горы Фавор, Господь Иисус Христос запретил им говорить о виденном, "доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых ".

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют Вторым, или яблочным, Спасом. Кое-где он именуется "Спас на горе ", видимо, под влиянием Священного Писания, хотя гору Фавор (Фагор-гора, Фагорская гора) русские люди знали и по духовным стихам, в первую очередь благодаря известнейшей "Голубиной книге ", где утверждается:

Фагор-гора всем горам мати.

Почему же Фагор-гора всем горам маги?

Преобразился там сам Исус Христос,

Двунадесять он апостолам,

Двунадесять он учителям,

Показал славу великую ученикам своим;

Со матушки со Фагорской горы

Вознесся он свет на небеса,

Потому Фагор-гора всем горам мати. [Духовные стихи, 35]

Встреча осени. Осенины.

Каков Второй Спас, таков и январь.

В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.

Считалось, что на Преображение природа начинает преображаться - желтеет листва, становится холодно к ночи.

Второй Спас всему час - шубу припас.

На Второй Спас бери галицы (рукавицы) про запас.

В Первый Спас ("на воде ") олень обмакивает копыто, во Второй Спас ("на горе ") - обмакивает хвост (от этого вода еще больше холодеет).

Первые журавлиные стаи отлетают на юг. В Новгородчине отлет журавлей на теплые воды определялся праздником Преображения Господня:

Кто как хочет, а журав со Спаса.

Наблюдается и начало перелета лебедей, что служит предзнаменованием скорого наступления холодов:

Лебедь на хвосте несет зиму.

Второй Спас - срывают спелые яблоки.

На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.

До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

Со Второго Спаса едят яблоки.

На Второй Спас и нищий яблочко съест.

С раннего утра паперти церквей бывали заставлены столами, на которых громоздились горы яблок, гороха, картофеля, огурцов, репы, брюквы, стояли посудины с зернами ржи, ячменя. После обедни плоды нового урожая священник благословлял, и прихожане ссыпали всего понемногу в специальные корзины - в пользу причта. Затем, перекрестясь, каждый разговлялся яблочком. Священник передавал яблоки нищим, детям и тем, у кого не было своих садов. Вернувшись из церкви, крестьяне сразу приступали у себя к сбору яблок (кроме, разумеется, поздних сортов). Тот, у кого сад был большим и составлял значительную часть сельскохозяйственных угодий, перед сбором яблок приглашал священника. Хозяин выносил икону Преображения Господня и ставил ее под деревья, где и служился благодарственный молебен. Только после этого приступали в спешном порядке к снятию яблок. Спешили, потому что верили - собранные в этот день яблоки лучше сохраняются, лучше выглядят (имеют лучший товарный вид); к тому же впереди было еще много работы - уборка других фруктов и овощей, продолжалась жатва ярового хлеба, подходила пора сеять озимые. Все это надо было успеть до осенних ненастных дней. Не случайно говорили:

После Второго Спаса дождь - хлебогной.

В деревнях Новгородской, Вологодской, Псковской и некоторых других губерний в день Преображения Господня устраивали так называемые столованья. На площади перед церковью ставили длинный ряд столов, женщины выносили всевозможную снедь, прежде всего пироги и ватрушки с яблочной начинкой, яблочный квас, так что вся окрестность наполнялась ароматом свежих яблок и выпечки. Народ собирался у этих столов, угощался и нахваливал хозяек.

Существовала вера, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не ели яблок, раздают яблочки, а тем, чьи родители пробовали яблоки до этого срока, не дают. Поэтому взрослые, особенно те, у кого умирали дети, считали за великий грех съесть яблочко до Второго Спаса.

С этого времени - самый лучший посев ржи, если погода тому благоприятствует.

Со Второго Спаса засевай озими.

Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее.

Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году.

В лесу поспевают дикие яблоки.

Ко Второму Спасу поспевает яровое (нижегород.).

Убирай лук, а то сгниет (вят.).

Пришел Спас – яблочко припас .

Яблоки румяные с яблоньки сорви

И с корзинкой яблок церковь посети,

Там освятишь яблоки, испечешь пирог.

Будем мы со Спасом лето провожать,

Яблочками сочными деток угощать.

Все семейство в сборе, празднует поет,

Светлый Спас к нам в гости осень приведет.

19 августа один из самых значимых православных праздников – Преображение Господня, к которому приурочены многочисленные народные традиции. В народе этот праздник зовется Яблочным Спасом, его еще называют «первыми осенинами» или встречей осени.

В этот день угощали яблоками всех родных и близких, сирот и неимущих, поминали яблоками ушедших предков. Хозяйки пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье. В поле, с песнями провожали закат солнца, а с ним и лето.

По древнему церковному обычаю, созревшие яблоки, виноград, репу и прочие плоды приносили для освящения в церковь в знак благодарности Богу за полученные дары.

С Яблочным Спасом в народе связано множество традиций, примет и суеверий, благодаря которым наши предки решали бытовые вопросы и старались избежать неприятностей.

По народным приметам, Яблочный Спас предсказывал на то, какой будет погода в январе. Если день дождливый – то и зимой следует ждать осадков.

Люди верили, что если в Яблочный Спас на человека садится муха, то быть ему богатым.

Приметы на Яблочный Спас .

На Руси существовало поверье, что если в день Яблочного Спаса посидеть под раскидистым ветками цветущего яблоневого дерева, то к человеку обязательно вернется чувство спокойствия, умиротворения и здоровья.

До Второго Спаса яблок есть было нельзя. Поэтому, согласно народной примете, когда срываешь первое яблочко и надкусываешь его, то следует загадать заветное желание, и оно обязательно сбудется.

Яблочный Спас – народные поговорки:

    Кто на Спас нищего угостит урожаем, у того следующий год будет богатым.

    Кто до Второго Спаса ест яблоки, тому на том свете не дадут яблочка из райского сада.

    Кто не убрал хлеб до Спаса, у того не будет урожая.

    Яблочный Спас – бери рукавицы про запас.

Урожай приносит сад:

Яблоко и виноград.

Освящают их кропленьем

В чудный день Преображенья.

Угощаются плодами,

Веселясь, и млад, и стар.

В воздухе в саду и в храме

Яблочный разлит нектар.

День Спаса – не простой день. Сегодня каждый человек может загадать о своей судьбе желание, и оно исполнится, если съесть освященное яблоко.

По народным приметам Спас означает наступление осени. К этому дню обычно заканчивается жатва. «Пришел Спас – проходит лето мимо нас! Пришел Спас – готовь рукавички про запас!»

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: